Найти в Дзене

Юбилеи Московского университета. Часть 1. Формирование традиций.

В этом году российская и мировая общественность широко отметила 25 января 2025 года. За праздничной суетой и чередой юбилейных мероприятий мы упустили из виду необходимость познакомить читателей нашего канала с тем, как складывались традиции подобных торжеств в истории первого российского университета. Ведь до нынешнего юбилеев у Московского университета было немало. Итак, инаугурация Московского университета, состоявшаяся 26 апреля (5 мая) 1755 года, положила начало традиции проведения юбилейных празднеств. Мы подробнее писали об этих событиях в одной из предыдущих статей, поэтому здесь вкратце напомним утверждённую тогда программу. Она включала торжественный молебен в Казанском соборе на Красной площади, который тогда играл роль домового храма Московского университета, затем Акт университета – праздничное собрание с чтением приветственных речей, отчётов, награждений и пр. После него следовал «семейный обед» членов университетской корпорации с приглашением знатных гостей и членов семе

В этом году российская и мировая общественность широко отметила 25 января 2025 года. За праздничной суетой и чередой юбилейных мероприятий мы упустили из виду необходимость познакомить читателей нашего канала с тем, как складывались традиции подобных торжеств в истории первого российского университета. Ведь до нынешнего юбилеев у Московского университета было немало.

Итак, инаугурация Московского университета, состоявшаяся 26 апреля (5 мая) 1755 года, положила начало традиции проведения юбилейных празднеств. Мы подробнее писали об этих событиях в одной из предыдущих статей, поэтому здесь вкратце напомним утверждённую тогда программу. Она включала торжественный молебен в Казанском соборе на Красной площади, который тогда играл роль домового храма Московского университета, затем Акт университета – праздничное собрание с чтением приветственных речей, отчётов, награждений и пр. После него следовал «семейный обед» членов университетской корпорации с приглашением знатных гостей и членов семей профессуры. Вечер же был ознаменован увеселительными мероприятиями: фейерверком, а в некоторые последующие годы – театральными постановками, балами или концертами хора.

Инаугурация Московского университета в 1755 году, что важно отметить, была проведена не только как сугубо внутриуниверситетский праздник. Уже тогда он воспринимался в более широком масштабе. Фейерверк во дворе университетского дома был организован так, что его видели многие москвичи, да и на «семейную» трапезу было приглашено довольно много гостей, не связанных с университетом.

Однако же день памяти Святой мученицы Татианы, объявленный уже в следующем, 1756 году официальной датой основания Московского университета (по дате подписания знаменитого указа императрицы Елизаветы Петровны), длительное время отмечался исключительно в пределах университетской ограды, ну и, возможно, в кругу причастных к Московскому университету профессоров, преподавателей и членов их семей.

К своему четвертьвековому юбилею (а это случилось в 1780 году) вновь созданное учебное заведение вполне подтвердило свою жизнеспособность и востребованность. Численность студентов и профессоров продолжала устойчиво расти, а университет – развиваться. Заработала университетская библиотека и типография, увидели свет первые номера общемосковской газеты «Московские ведомости», издававшиеся в университете, первые постановки для московской публики осуществил студенческий театр и пр. Иными словами, Московский университет не только успешно работал по своему прямому назначению – учил студентов, но и стал значимой частью культурного ландшафта второй столицы Российской империи. Поэтому желание членов университетской корпорации отметить своё двадцатипятилетие шире рамок обычного университетского Акта вполне объяснимо. Правда, это желание наткнулось на установленный императрицей Екатериной II (и сохранявшийся до 1917 года) запрет на публичное празднование «некруглых» юбилеев – т. е. дат, не имевших при своём написании двух нулей в конце. Мы обсуждали в одной из предыдущих статей, что эта норма фактически запрещала какие-либо юбилейные торжества, ибо до 1824 года в стране едва ли нашлось бы какое-то учреждение старше столетия.

Чтобы обойти этот запрет, руководство университета пошло на хитрость. В официальном запросе в Сенат в 1779 году Московский университет испрашивал разрешения отметить день тезоименитства (рождения) императрицы Екатерины II и великого князя Константина Павловича, а не своё двадцатипятилетие. Эта уловка помогла, и искомое разрешение было получено. Для участия в торжестве были приглашены высокие гости: в Московский университет приехал сам генерал-губернатор Москвы князь В. М. Долгорукий-Крымский, а вместе с ним и другие представители высшей военной и гражданской власти города.

Формально торжественный молебен и первая часть этого юбилея прошли под знаком прославления и пожеланий долгих лет царствования императрицы, которой незадолго до этого исполнилось 50 лет, и её новорождённого (1779 г.) венценосного внука. Речи с благодарностями правящей династии, здравицы в честь императрицы и пожелания всяческих благ её внуку сыпались всю первую половину торжества. И лишь затем университетское начальство позволило себе перейти к главной, но не заявленной цели собрания. Торжественную речь о двадцатипятилетнем юбилее Московского университета озвучил экстраординарный профессор философии Е. Б. Сырейщиков. Затем ординарный профессор И. Г. Шварц произнёс длинную речь на латинском языке, а бакалавр Е. Костров (в будущем довольно известный поэт и переводчик) прочитал специально написанную по этому случаю оду.

Се двадесят пять лет свершилось,
Как он воздвигнут в граде сем,
И как пространное открылось
Любезным музам поле в нем.
О, сладкое воспоминанье,
И мыслям лестное мечтанье,
Когда представлю оной день,
В которой во струях Кастильских,
Притекших к нам от мест Фессальских
Москвы изобразилась тень!

-2

Вслед за торжественными речами последовал традиционный университетский обед, который в силу описанных выше причин был мероприятием сугубо формальным и, говоря современным языком, официальным, что совершенно не походило на те «семейные трапезы» с дружеским общением, которые в университете все ждали и любили.

Несмотря на всю стеснённость описанного мною торжества, оно все же заложило определённую традицию, или назовём это «прецедентом», к которому обратились организаторы следующего и тоже «некруглого» юбилея – пятидесятилетия со дня основания Московского университета.

Надо особо отметить, что полувековой юбилей Московского университета выпал на знаменательное время. Пришедший к власти молодой император Александр I был полон энергии и решимости провести в России реформы. Одной из них стало введение в 1804 году первого в нашей стране университетского устава, который даровал российским университетам довольно широкие права самоуправления. К этому следует добавить, что Московский университет к тому времени обзавёлся новым зданием на Моховой улице (ныне – здание ИСАА), расширился за счёт включения в состав университета бывшего ботанического сада медико-хирургической академии («Аптекарский огород»), в его составе стал работать целый ряд научных и просветительских обществ, о чём написано в одной из предыдущих статей, и многое другое. Это внушало университетской корпорации известный оптимизм, который очень образно охарактеризовал великий А. С. Пушкин, назвавший первые годы правления Александра I «Дней Александровых прекрасное начало».

В связи с проведением образовательной реформы, связанной с введением в действие нового университетского устава, традиционный университетский Акт и юбилейные торжества были смещены с января на июнь 1805 года. Только 15 мая 1805 года в Москву была доставлена Утвердительная (уставная) грамота Московского университета, подтверждавшая право Московского университета на все привилегии, которые были дарованы новым университетским уставом (Московские ведомости. 1805. № 38. Май, 15.) Это радостное событие позволило администрации вполне легально обойти существующие запреты на празднование некруглой даты, поскольку дарование нового устава и подтверждающей его Утвердительной грамоты воспринималось как новое основание университета. По тому же уставу было прописано возникновение в Российской империи ещё четырех университетов: Казанского, Харьковского, Дерптского и Виленского. В общем, это радостное событие дало старт подготовке торжеств.

Лист Утвердительной грамоты Московскому университету. Источник: Музей истории МГУ.
Лист Утвердительной грамоты Московскому университету. Источник: Музей истории МГУ.

По всей Москве были разосланы официальные приглашения на латинском и русском языках не только членам московской университетской корпорации, но и представителям власти и вообще «любителям наук». И этих приглашений было значительно больше, нежели число гостей, присутствовавших на двадцатипятилетнем юбилее университета. Это обстоятельство позволяет историкам утверждать, что торжество пятидесятилетия Московского университета имело все признаки общегородского праздника.

В 8 часов 30 июня 1805 года приглашённые собрались в Актовом зале нового здания университета на Моховой улице, откуда процессия направилась к университетской церкви. Здесь была совершена торжественная литургия и благодарственный молебен императору Александру I о сохранении под его покровительством всего Отечества, Москвы и Московского университета.

Сам торжественный Акт Московского университета начался в 5 часов пополудни исполнением студентами университета «Хора благодарных московских муз к Августейшим своим Питателям и Покровителям», автором музыки и слов которого был студент З. А. Буринский. Затем с приветствием к собравшимся обратился ректор Московского университета Х. А. Чеботарёв. Было произнесено шесть речей от всех четырёх вновь сформированных по требованию нового устава отделений (факультетов) университета. От нравственно-политического отделения выступили профессора Ф. Г. Рейнгардт и Л. В. Цветаев, от физико-математического – профессора Ф. Гольдбах и Ф. Б. Фишер, от врачебного отделения – профессор И. Г. Венсович и от словесного отделения – профессора П. А. Сохацкий и А. Ф. Мерзляков.

Важным событием в истории Московского университета стало первое производство выпускников университета в докторские степени: А. М. Гусятников (филолог) и Г. М. Яценко (переводчик и журналист) стали докторами философии и свободных наук, Л. М. Максимович – (литератор и издатель) и И. Ф. Тимковский (профессор новооткрытого Харьковского университета) – докторами права.

В самом конце в связи с истечением своих полномочий ректор Х. А. Чеботарёв представил собравшимся своего преемника на этом посту – профессора физики П. И. Страхова, который занимал пост ректора Московского университета с 1805 по 1807 годы.

Вечером большое число москвичей было привлечено к стенам Московского университета необычным зрелищем. В 10 часов во дворе университета состоялась грандиозная иллюминация. В свете шести пылающих пирамид зрители увидели подаренное Московскому университету полотно Н. Н. Тончи, изображающее императрицу Елизавету Петровну, попирающую косу Сатурна, на которой латинскими цифрами была написана точная дата основания Московского университета. Присутствующий на картине император Александр I подавал основательнице университета масличную ветвь в знак мира, а богиня Минерва указывала ей на императорский вензель. Картина была написана на тонком прозрачном полотне специальным образом так, что некоторые непосвящённые зрители восприняли её поначалу как видение. На этом торжества, связанные с празднованием пятидесятилетнего юбилея Московского университета, были завершены.

Продолжение следует…

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов

Дизайн: А. А. Магера