Указ об основании Московского университета был подписан 13 (25 января) 1755 года. Стало быть, университет был открыт. И мы празднуем День Святой Татианы как день основания Московского университета, с недавнего времени считающийся и днем российского студенчества. Правда, хотя на бумаге Московский университет и начал свое существование в означенную дату, на деле же подготовка к реальному открытию растянулась почти на четыре месяца. За это время нужно было решить множество разнообразных проблем. Казенные ценности перемещались из Аптекарского приказа в другое место. Архитектор князь Дмитрий Ухтомский срочно переделывал само здание под новые нужды. По всей Европе как могли набирали профессоров, и с этим было туго: первые десять профессоров, которые должны были занять вакантные кафедры, прибыли в Москву лишь через три года. Не меньше проблем было и с набором первых студентов (вообще-то правильнее называть их гимназистами, потому что полноценными обладателями среднего образования среди тогдашней молодежи были единицы). Помимо нескольких дворян, основную массу первого набора составили студенты Славяно-греко-латинской академии, которых в количестве 16 человек перевели из академии в университет.
Это обстоятельство предопределило в дальнейшем особенность Московского университета: в первые десятилетия своего существования он, по своему социальному составу, оказался преимущественно разночинным. А это диктовало необходимость существенной государственной поддержки учащихся. Сразу же после открытия университета его студенты были разделены на несколько категорий: казеннокоштные (т. е. обучающиеся за счет казны), сверхкомплектные, пансионеры и своекоштные (учились за свой счет). Причем доля первых явно преобладала.
Первые студенты размещались в нижнем, цокольном этаже нового университетского дома в так называемых каморах – некоем прообразе наших современных общежитий. Жили по шесть–восемь человек в комнате. Под столовую им приспособили небольшую австерию – трактир, который одной стеной примыкал к зданию Аптекарского приказа. Домовой церковью на первое время назначили служить Собор Казанской иконы Божией Матери, находившийся на Красной площади буквально напротив университетского дома. Первыми преподавателями гимназии стали ученики и сотрудники М. В. Ломоносова по Академической гимназии в Санкт-Петербурге – магистры А. Барсов и Н. Поповский. Они-то и начали вести занятия в новой образовательной институции. Наконец, когда можно было открыть хоть что-то из задуманного отцами-основателями университета, была назначена церемония торжественного открытия – инаугурация Московского университета – 26 апреля (7 мая по новому стилю) 1755 года.
Приглашения с программой были разосланы заранее. Поэтому в назначенный день на Красной площади собралось множество гостей. По оценкам корреспондентов французских газет, освещавших это событие, их было около четырех тысяч. Ровно в 8 часов утра преподаватели и студенты в надлежащем порядке, а за ними все собравшиеся, направились в Собор Казанской иконы Божией Матери, где состоялось торжественное богослужение. Затем все были приглашены в Актовый зал университетского дома, где перед ними выступили магистр Алексей Барсов на русском языке, магистр Николай Поповский на латыни, преподаватель французского языка Ля Бом на французском и преподаватель Литкен на немецком. Вслед за тем от имени вновь назначенного директора университета А. М. Аргамакова был дан торжественный обед. В два часа пополудни первая часть праздника завершилась. Вечером того же дня москвичи стали свидетелями торжественной иллюминации, которой было освещено здание университета. Иллюминация изображала Парнасскую гору, где были видны все науки и искусства, расположившиеся у ее подножья, а вершина украшена вензелями её императорского величества Елизаветы Петровны в знак благодарности за всемилостивейшее участие, которое она оказала основанию университета. Ниже был изображен вензель рода Шуваловых в знак уважения к человеку, которому Родина обязана появлением первого университета, а у подножия горы – ученик, старающийся подняться на ее вершину, чтобы посвятить Минерве плоды своих трудов.
Можно со всей определенностью утверждать, что после описанного выше торжества, Московский университет наконец-то открылся и начал исполнять ту высокую миссию, которую на него возложили его создатели. Через пять лет после его открытия в Московском университете обучалось 30 студентов и 118 гимназистов. В 1787 году студентов насчитывалось уже 82 человека, а гимназистов ‒ 1101. В общем, процесс пошел и не прекращается по сей день.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера