Первая книга, которую я хотела написать, но так и не написала, была весьма глубокой по своей задумке. Это был бы экспертный нон-фикшн, написанный для широкой аудитории. У меня было готово всё необходимое: подробный план, стройное содержание, тезисы к каждой главе и даже синопсис. Почему при такой подготовке я так и не собрала всё в законченную книгу, я до сих пор не знаю. То ли уверенности в себе не хватило, то ли дисциплины. Но знаю точно, что, напиши я тогда эту книгу, то сейчас была бы счастлива, и мне грустно, что я этого так и не сделала. В целом в любой момент я могу достать свои записи и за 3-4 месяца дописать её. Но возвращаться к работе над ней мне не хочется.
Ушло.
Я допускаю, что когда-нибудь смогу вернуться к этой книге – в изначальном её замысле или несколько трансформировав его. Но конкретно сейчас это не та цель, которая вдохновляет и направляет меня на моём нынешнем писательском пути.
К такому подходу я пришла не сразу. Ненаписанная книга блокировала все другие идеи. Я думала, что не могу писать что-то ещё, пока не закончу ту книгу. Ситуация усугублялась осознанием того, как много работы для неё было проделано. Периодически я вновь возвращалась к ней, но идея перестала цеплять, и текст писался неинтересно.
Однажды, много позже, мне встретилась мысль, что читатель через текст должен чувствовать, что автору хорошо, даже если автору плохо. К сожалению, не помню, в какой книге это было написано. Но это определённо был мой случай. Мне стало легче, когда я поняла: текст, неинтересный мне, будет неинтересен и читателю. Текст, написанный без эмоции, обязательно будет пресным.
Та книга, та писательская цель перестала светить и притягивать. Когда я смогла её отпустить, появились другие цели – те, работа над которыми приносили мне писательское удовлетворение и радость от осознания своего профессионального роста.
Теперь со своими замыслами, в том числе нереализованными, я работаю иначе. Самый главный принцип, к которому я пришла, – регулярно пересматривать свои цели и замыслы и, если это необходимо, отказываться от одних в пользу других, не испытывая при этом угрызений писательской совести. В конце концов, все замыслы записаны, так что в любой момент то, что ещё недавно было отброшено, может снова заинтересовать.
Я в целом за то, чтобы записывать все свои идеи. Если вдруг пропустили статью на эту тему, можете прочитать её здесь. Имея перед собой все свои замыслы, легче планировать ближайшие писательские проекты. Цели дают направление и частично – карту. А вот чего цели точно не должны делать:
1. Цели не должны порабощать.
Это именно то, что произошло со мной и моей первой книгой. Я не могла работать ни над чем другим: я как будто бы предавала её. Как глупо!
2. Цели не должны быть застойными.
Расти и меняться не только нормально, но и необходимо. Наши цели и замыслы будут меняться вместе с нами. Пересматривать запланированное нужно регулярно. Лично мне удобно это делать каждые полгода – год. Думаю, в ряде случаев можно делать это и чаще. Например, чтобы прояснить идею или выбрать для неё более подходящий формат.
Порой бывает и так, что пересмотр целей, напротив, лишь убеждает в правильности пути. Или подсвечивает старые идеи, про которые мы уже, возможно, могли подзабыть.
В чём я уверена точно, так это в том, что пересмотр своих целей, замыслов и проектов, всегда оканчивается потоком нового или обновлённого вдохновения, желанием творить и делать это как-то иначе – не так, как прежде. Так и должно быть, потому что к этому времени ты сам уже – другой.