Представь себе, дорогой мой друг, роскошные тронные залы Санкт-Петербурга 250 лет назад, где сияет красою Елисавет Петровна, юная дочь великого Петра, его любимица, вставшая во главе державной России.
Первая красавица Европы
Весь высший свет наперебой восхвалял красоту дочери Петра пышные светлые волосы, статный рост, исполненные жизни серо-голубые глаза, тончайшие черты фарфорового личика, царственная осанка.
- Цвет лица ее удивителен, в Европе она из монарших дам она не просто самая высокая, но и самая блестящей. Удивительно совершенно сложена, шея белейшая и удивительный стан. Хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха, - писал испанский посол де Лириа.
- Елизавета бела, нежна, со светло-каштановыми волосами, хороша зубами, - писала жена английского посла в России леди Рондо (Джейн Вигор), - Изящна и танцует лучше всех! Свободно говорит на нескольких языках, отличается веселым дружелюбным характером. Главная ее страсть, помимо балов, охота.
В общем, если б в начале XVIII-го столетия существовали бы соцсети, то дщерь Петрову там просто бы насмерть залайкали всем миром. Разве что, вот что вспомнил, крайне не любила Лизонька наша свой курносый носик, веля рисовать себя лишь в анфас.
Увядшая роза Петербурга
Однако уже к сорока годам наша героиня разительно изменилась. Не сглаживая острых углов скажу так: объедавшаяся блинов Елизавета Петровна заметно располнела, на ногах появились крупные язвы. Перемены и ее нрава коснулись: императрица стала замкнутой, мучимой приступами хандры, мрачной уныния. Представляете себе такую разительную перемену?
- Непоседливость и веселье прежней молодости сменилась у Елизаветы раздражительностью. Не случайно, еще супруга наследника Петра немца Екатерина, ещё юная и гибкая, вызывала у постаревшей императрицы приступы зависти и гнева. Будто бы увядшая роза злилась на свежесть капли чистой утренней росы...
А все дело в том, что сказался неумно веселый образ жизни нашей героини. Да-да, это именно про Елизавету Петровну пела Ирина Аллегрова в своем хите "Гуляй, шальная, императрица..." .
Постоянные ночные балы и нескончаемые пиры, любовь молодых офицеров, обильное вино — жизнь Елизаветы всецело превратилась в подлинный триумф веселья и сладостной лени порока. Не замедлившего сказаться и на ее внешности.
Спать ложилась Елизавета лишь под утро - и то, часто не одна. Славилась ночным обжорством. И, что называется, не особо дружила со спортом.
- Слишком много вина и слишком много мужчин было в её жизни, — скорбно отметит уже после смерти Елизаветы Петровны ее лейб-медик Иоганн Герман Лесток. Тот самый, чьи здравые советы так всю жизнь венценосная пациентка игнорировала.
От цирроза до ожирения
В свои сорок лет Елизавета уже крайне мало двигалась, всё чаще целый день отдыхала в постели. Задыхалась идя по любой лестнице. Лишь ближе к ночи, стараясь не уступить молодым дамам, закатывала шумные пирушки. Например, устраивала балы «метаморфоз», где мужчины должны были наряжаться женщинами, а женщины мужчинами - лишь мужской костюм давно поблекшей Елизавете шел.
- Властная императрица еле ходила от водянки и опухоли ног. Обзавелась вторым подбородком. Страдала от ожирения и вся почти полностью поседела редкими не выпавшими волосами.
Среди других болезней, что ныне по признакам диагностируют врачи, возможны:
А ведь мы только что видели, как Лиза лихо скакала на коне да танцевала на балу. Куда все делось только...
Сварливая мадмазель
К обычным телесным недугам у тучной Елизаветы добавилась и чрезвычайная сварливость - говорили, что однажды ей испортили прическу и императрица всем придворным дамам велела наголо обриться да носить аляповатые черные парики. То ли из-за зависти, то ли из-за злости и неуёмного каприза.
- Елизавете пришлось даже расстаться с почти всем свои роскошным гардеробом в 15 тысяч платьев и 6 тысяч пар туфелек. Сами понимаете почему, думаю - тучная царица перестала влезать в одежду и обувь былой молодости. Куда там, она даже корсет носить уже не могла, не втискивалась банально...
Императрицу невероятно измучили и бесконечные придворные заговоры, интриги, грозившие свергнуть ее с трона. Например, знаменитый Заговор Лопухиных (Бабий заговор) 1743-го года, когда на троне пытались восстановить свергнутого Иоанна Антоновича- при поддержке Австрии и Пруссии. Непроста была и внешняя политика - на время правления Елизаветы выпала жесточайшая Семилетняя война с Пруссией, что историки называют "нулевой мировой".
- Елизавета Петровна никогда не была замужем, не имела собственных детей. Так и не решившись на официальный брак с кем-то из своих фаворитов, с которыми вела бесконечные разборки. Что, сами понимаете, женского счастья императрицы точно не добавляло.
Сложнейшими слыли ее отношения с наследником Петром Федоровичем, имевшего репутацию "неспособного супруга" и склонного к пьянству душевнобольного человека с пороками.
Монстр на троне
К концу 1750-х годов все чаще в записках ее современников мелькает французское le monstre - по отношению к правительнице России. Некогда красивейшей женщине Старого света.
- Каждая глубокая морщина ее сияла словно бы живой памятью о былых гуляньях да пышных пиршествах, амурных триумфах или разочарованиях. Конец же настал шальной императрице 25-го декабря 1761-го. На 53-м году жизни. От обильного кровотечения в горле, вызванного заболеванием трахеи или гортани, сильно усугублёнными её общим состоянием и вечно разгульным образом жизни.
Так прошёл её краткий и быстрый жизненный путь. От красавицы, которой восторгалась вся Европа, до уставшей женщины, чей портрет изображал боль праздной жизни, замешанную на упрямом желанье вечно остаться юной в скорбном мире бесконечных увяданий, шумных балов и глубочайшего дворцового одиночества...