Найти в Дзене
Японские авто

От легенды к разочарованию: вся правда об известном спорткаре и его роторном моторе

Привет, друзья! Решил сегодня поговорить об одной очень интересной теме. Знаете, в последнее время все помешались на кроссоверах и внедорожниках. Заходишь в автосалон - кругом одни высокие машины с пластиковой защитой. И вроде понятно почему: удобно, практично, места много. Но иногда думаю - а где же те автомобили, которые заставляли сердце биться чаще? Те самые машины, после поездки на которых хотелось кричать от восторга?

Сегодня хочу рассказать об одном таком автомобиле - Mazda RX-8. Машина, которая должна была стать хитом, но в итоге превратилась в головную боль для владельцев.

Основные характеристики Mazda RX-8:

  • Двигатель: Роторный RENESIS объемом 1.3 литра
  • Мощность: От 192 до 238 л.с. (в зависимости от версии)
  • Привод: Задний
  • Развесовка: 50/50
  • Количество дверей: 4 (открываются навстречу друг другу)
  • Максимальные обороты: 9000 об/мин
  • Ресурс двигателя: До 80 тысяч км (часто меньше)

Начну с того, что семейство RX у японцев - это вообще отдельная история. Эти ребята решили пойти против всех и делать автомобили с роторными двигателями. Представляете? Когда весь мир клепал поршневые моторы, Mazda говорила: "А мы будем по-своему!". И знаете что? У них получилось! RX-7 стала легендой, особенно после фильмов про уличные гонки.

Но потом появилась RX-8, и тут началось... Скажу честно, внешне машина выглядит потрясающе. Помню, когда первый раз увидел ее вживую - аж дух захватило. Такие плавные линии, агрессивная морда, широкие арки. А эти двери! Четыре двери, которые открываются навстречу друг другу - выглядит футуристично даже сейчас.

Японцы решили сделать RX-8 более практичной, чем предшественницу. Мол, зачем покупателю выбирать между спортивностью и удобством? Дадим и то, и другое! На бумаге выглядело заманчиво - спорткар, на котором можно возить семью. В реальности получилось... ну, об этом чуть позже.

-2

Что касается технической части, то тут Mazda точно не подкачала. Задний привод, развесовка 50 на 50 - мечта любого энтузиаста. Машина в повороте ведет себя как прирученный зверь. Хочешь - едешь быстро и точно, хочешь - пускаешь в красивый управляемый занос. Помню, как один знакомый дрифтер рассказывал: "На RX-8 учиться дрифту - одно удовольствие. Машина прощает ошибки и всегда предупреждает о потере сцепления".

А звук! Господи, какой звук у этого ротора! Включаешь зажигание, и сразу понимаешь - это не обычная машина. Двигатель крутится до девяти тысяч оборотов, и при этом звучит как спортбайк. Никакой тракторной дизельной дроби - только чистый, высокий звук, который заставляет мурашки бегать по коже.

Кстати, о двигателе. Вот тут начинается самое интересное. RENESIS объемом 1.3 литра выдает от 192 до 238 лошадиных сил в зависимости от версии. Для своего объема это просто космос! Но есть одно большое "но"...

Роторные двигатели - это как красивые, но капризные женщины. Выглядят потрясающе, ведут себя великолепно, но требуют постоянного внимания и денег. Много денег. Ресурс до капремонта у ротора - максимум 80 тысяч километров, а чаще и того меньше. Знакомый механик как-то сказал: "RX-8 - это как дорогие швейцарские часы. Красиво, сложно, и ломается от малейшего неправильного обращения".

-3

Проблема в том, что apex-уплотнители (это как поршневые кольца, только для ротора) изнашиваются очень быстро. Особенно если машину эксплуатировать неправильно. А что значит "неправильно"? Да практически любая нормальная городская езда! Короткие поездки, пробки, редкие выезды на трассу - все это убивает ротор.

Плюс к этому, найти запчасти на ротор сейчас - квест уровня "найти иголку в стоге сена". Mazda перестала выпускать роторные двигатели, оригинальные детали стоят как крыло от самолета, а качественных аналогов практически нет. Знаете, что делают наши умельцы? Берут и ставят в RX-8 двигатели от отечественных машин! Видел экземпляр с мотором от Приоры - работает, но душа плачет.

И это еще не все проблемы. Кузов у RX-8 гниет как типичная японка начала 2000-х. Пороги, арки, низ дверей - все это превращается в труху через несколько лет эксплуатации в наших условиях. А учитывая, что кузовные детали тоже стали дефицитом, ремонт обходится в копеечку.

Салон тоже не без проблем. Да, выглядит спортивно и стильно, но места там кот наплакал. Сзади могут сидеть разве что дети или очень худые взрослые. А багажник... ну, допустим, пару пакетов из магазина поместится.

Еще один момент - эти самые "суицидальные" двери. Выглядят эффектно, но механизм открывания сложный и ненадежный. Когда что-то ломается, ремонт влетает в копеечку. Плюс в мороз эти резинки дубеют, и двери могут вообще не открыться.

Получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, RX-8 - это уникальный автомобиль с потрясающими динамическими характеристиками, неповторимым звуком и харизмой. С другой стороны - это головная боль в плане обслуживания и эксплуатации.

Вот и получается, что машина доступна по цене обычной иномарки, но мало кто решается ее покупать. Все понимают - купить RX-8 легко, а вот содержать...

Знаете, недавно смотрел объявления о продаже. Красивые фотографии, заманчивые цены, но в описании всегда одно и то же: "требует вложений", "на ходу", "двигатель стучит, но едет". Грустная картина для такой красивой машины.

А ведь когда-то RX-8 конкурировала с немецкими спорткарами вроде BMW Z4 или Audi TT. И конкурировала успешно! На треке японка часто обходила более дорогих конкурентов. Но репутация - штука хрупкая. Стоит нескольким владельцам столкнуться с серьезными проблемами, и слухи разлетаются быстрее лесного пожара.

Сейчас RX-8 стала машиной для очень узкого круга энтузиастов. Тех, кто готов тратить время и деньги на поддержание этого технического чуда в рабочем состоянии. Или для тех, кто покупает ее как проект для гаража.

Есть, конечно, и другая категория покупателей - те, кто не знает о проблемах модели. Увидели красивую машину по приемлемой цене, купили, а потом... Ну, вы понимаете.

Мне кажется, история RX-8 - это урок для всей автоиндустрии. Недостаточно сделать красивую и быструю машину. Она еще должна быть надежной и доступной в обслуживании. Иначе даже самый крутой проект обречен на провал.

А ведь могло быть по-другому. Если бы Mazda решила проблемы с надежностью ротора, если бы обеспечила нормальную поддержку запчастями - RX-8 могла стать культовой машиной. Но увы, история не терпит сослагательного наклонения.

Сегодня, когда все переходят на электромобили, такие машины как RX-8 становятся еще более ценными с исторической точки зрения. Это последний роторный спорткар Mazda, завершение целой эпохи в автомобилестроении.

Что касается обычных покупателей, то им я бы не советовал связываться с RX-8, если они не готовы к постоянным тратам и головной боли. Лучше купить что-то более надежное и менее проблемное. А любоваться красотой RX-8 можно и на фотографиях.

Хотя... если у вас есть лишние деньги, опытный механик-друг и гараж для долгих ремонтов, то почему бы и нет? Ощущения от вождения RX-8 действительно незабываемые. Главное - понимать, во что ввязываешься.

Ну а вам что думаете по поводу RX-8? Стоит ли связываться с такой машиной или лучше обходить стороной? Жду ваших мнений в комментариях!