Найти в Дзене

Есть ли особый богослужебный язык в Кипрской Церкови?

Кипрская Православная Церковь — одна из древнейших христианских общин, которая своими корнями уходит к апостольским временам. С момента своего основания в I веке она прошла через многочисленные исторические испытания, включая византийское правление, крестовые походы, османское и британское владычество. Несмотря на все трудности, Церковь на Кипре смогла сохраниться и приумножиться. Она продолжает оставаться важной частью Православного мира, сохранять для своих членов духовные и культурные традиции и обычаи. В этой заметке мы познакомим читателей с историей Кипрской Православной Церкви с начала ее существования и до современных дней, а также узнаем о ее богослужебном языке. Остров Кипр располагается в восточной части Средиземного моря. Он является крупным морским портом, через него проходили и продолжают проходить многие морские пути, связывающие Запад и Восток. Такое положение определило и историческое развитие этой местности. Книга Деяний святых апостолов, принадлежащая перу апостола Л
Оглавление

Кипрская Православная Церковь — одна из древнейших христианских общин, которая своими корнями уходит к апостольским временам. С момента своего основания в I веке она прошла через многочисленные исторические испытания, включая византийское правление, крестовые походы, османское и британское владычество.

Несмотря на все трудности, Церковь на Кипре смогла сохраниться и приумножиться. Она продолжает оставаться важной частью Православного мира, сохранять для своих членов духовные и культурные традиции и обычаи.

В этой заметке мы познакомим читателей с историей Кипрской Православной Церкви с начала ее существования и до современных дней, а также узнаем о ее богослужебном языке.

Становление Церкви на острове Кипр

Остров Кипр располагается в восточной части Средиземного моря. Он является крупным морским портом, через него проходили и продолжают проходить многие морские пути, связывающие Запад и Восток.

Такое положение определило и историческое развитие этой местности. Книга Деяний святых апостолов, принадлежащая перу апостола Луки, рассказывает о том, что ученики Христовы с самого начала проповеди Благой Вести оказались на Кипре, где повстречали волхва Симона, желающего за деньги получить благодать Святого Духа (см. Деян. 8:18-25).

Уроженцем этого острова был и апостол от 70-и Варнава, который сопровождал апостола Павла во время его миссионерских путешествий. В 45 году они вместе обошли с проповедью весь Кипр и обратили в новую веру римского правителя острова — проконсула Сергия Павла (см. Деян. 13).

Спустя двенадцать лет после этого события апостол Варнава принял мученическую кончину на своей родине. Вместе с племянником Марком в 50 году он вернулся на Кипр. Его целью была миссия среди еврейского населения острова. Однако во время его проповеди в Саламинской синагоге в 57 году кипрские иудеи схватили и побили Варнаву камнями. Тело его было взято апостолом Марком и похоронено западнее Саламина.

Согласно Церковному Преданию, после воскрешения Господом Иисусом Христом праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, был рукоположен своими соотечественниками-апостолами и отправился на Кипр, где стал первым епископом Кипрским. Его мощи, погребенные в городе Ларнака, были обретены почти два тысячелетия спустя — в 1973 году.

Кипр одним из первых явил пример истинной веры. После издания императором Константином Миланского эдикта в 313 году и утверждения христианства официальной государственной религией, остров уже к началу V века стал полностью христианским. В памяти киприотов еще были живы образы святых апостолов и праведного Лазаря.

Как и многие восточные области, Кипр, подойдя к периоду Вселенских Соборов, прославился многими известными святыми-уроженцами острова. Среди них известнейшие святые отцы: святитель и чудотворец Спиридон Тримифунтский (IV в.) — участник I Вселенского собора, особо почитаемый в Русской Православной Церкви, святитель Епифаний Кипрский (IV в.), деятельно боровшийся с ересями своего времени, и святитель Григорий (VIII в.) — ярый защитник святых икон.

В церковном отношении Кипрская Церковь долгое время подчинялась Антиохийскому Патриарху, несмотря на древность своего происхождения. Лишь на III Вселенском соборе архиепископ Кипрский Регин испросил у отцов собора благословение на дарование Кипру автокефалии (т.е. церковной независимости). Акт о даровании независимости сохранился в 8-м правиле Ефесского собора 431 года.

До начала завоевательных походов латинян и турков на острове процветала и монашеская жизнь. Проявлялась она по православному восточному образцу. По большей части распространился общежительный тип, но были и праведники, посвятившие себя аскезе — строгой уединенной отшельнической жизни.

Византийские императоры особо благоволили Кипру. Святая равноапостольная царица Елена основала на острове Ставровунийский (Крестовоздвиженский) монастырь. В это же время был основан и монастырь святителя Николая. В конце V века появился еще один кипрский монастырь в честь первого святого острова — апостола Варнавы. Некоторые из основанных в тот период монастырей о. Кипр существуют по сей день.

Период «господств»

В 1191 году, в ходе Третьего крестового похода, Кипр был захвачен легендарным английским королем Ричардом Львиное Сердце, что положило начало латинскому господству на острове. Вскоре Ричард продал Кипр ордену тамплиеров, которые пытались обратить православных киприотов в католичество, но после восстания вынуждены были покинуть остров.

В 1220 году на Кипре была установлена католическая иерархия. Число православных епископий сократилось до четырех, латиняне обязали епископов безоговорочно подчиняться папе.

В 1571 году остров был захвачен турками, а Кипрская Церковь, как и другие церкви в Османской империи, подверглась гонениям: многие клирики и прихожане были убиты или уведены в плен, храмы превращены в мечети, монастырское имущество разграблено.

Однако со временем Церковь добилась от османских властей прав, подобных тем, что имел Вселенский Константинопольский Патриархат. Архиепископы получили статус этнархов и стали фактическими светскими правителями православного населения острова. Несмотря на все гарантии, турки часто продолжали притеснять христиан.

Во время турецкого правления Кипрская Церковь сформировала свою структуру: архиепископу — главе Церкви — подчинялись три митрополита — Пафский, Китийский и Киренийский. При нем же был организован Синод, в который, кроме митрополитов, вошли архимандриты и игумены монастырей.

В начале XIX века по всей греческой территории Османской империи прокатились антитурецкие волнения греков. Кипр не стал исключением, где подобные восстания пришлись на 1821 год. Это привело к жестоким репрессиям по отношению к православным киприотам. Архиепископ Киприак, а также все три митрополита Кипра были казнены.

-2

Антиохийскому Патриарху Серафиму принадлежит заслуга восстановления апостольской преемственности на острове. В том же 1821 году он смог послать на Кипр своих митрополитов, чтобы те хиротонисали (т.е. избрали и рукоположили) нового архиепископа и митрополитов.

В 1878 году Кипр перешел под управление Англии, что вызвало надежду православных на объединение с Грецией. Однако англичане, проводившие колониальную политику, преследовали совершенно другие цели. Проводя на острове протестантскую пропаганду, они, после смерти архиепископа Софрония в 1900 году, препятствовали выбору нового предстоятеля. Несмотря на это противление, в 1909 году был избран архиепископ Кирилл II, при котором был принят Устав Кипрской Церкви.

В 1931 году против британского владычества вспыхнуло восстание, предводителями которого стало духовенство острова. Но вскоре волнения были подавлены, многие иерархи отправлены в ссылку. В 1947 году Кипрская Церковь снова сумела восстановить свою иерархию, а архиепископ Макарий II возглавил борьбу за независимость.

В 1950 году его преемник Макариос III активизировал эту борьбу. Как предстоятель Кипрской Церкви, он много сделал и для всего острова в целом. Благодаря его усилиям, в феврале 1959 года в Лондоне были подписаны соглашения, на основе которых острову была предоставлена самостоятельность. В этом же году архиепископ Макариос был избран президентом Кипра, провозглашенного по согласованию с Великобританией независимой республикой. Таким образом, в лице архиепископа Макариоса соединилась церковная и светская власть, что соответствовало давним традициям истории киприотов.

В 1974 году на Кипре вновь вспыхнул конфликт, продолжающийся по сей день. Из-за мятежа греческих офицеров против президента архиепископа Макариоса на Кипр вошли турецкие войска, и остров был разделен «зеленой линией» на турецкую и греческую части.

С 1983 года и по сей день на 36 % территории существует Турецкая Республика Северного Кипра, где установлен строгий оккупационный режим. Многие православные святыни подверглись и продолжают подвергаться планомерному разрушению, что осложняет жизнь православных киприотов в этой части острова.

Современное положение Кипрской Церкви

Общее население острова Кипр составляет около одного миллиона человек, из которых 80 % составляют греки, 18 % турки. В Церкви насчитывается около 600 тысяч верующих.

На острове существует монастырь Кикко в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в XI веке при византийском императоре Алексее Комнине. Здесь находится чтимая Киккская икона Божией Матери, написанная святым апостолом Лукой. В монастыре гор Троодоса пребывает еще один чудотворный образ Пресвятой Богородицы — Троодитисса, по преданию, также написанный Лукой.

На Кипре располагается один из богатейших музеев Византийской культуры, обширная библиотека, насчитывающая 50 тысяч уникальных экземпляров.

-3

Духовное образование священнослужителей происходит в семинарии в честь апостола Варнавы. Она действует при подворье Киккского монастыря в Левкосии. Высшее богословское образование студенты с Кипра получают за рубежом. Существует и бюро религиозного просвещения при архиепископии, которое заведует всеми греческими школами острова, где преподавание православных дисциплин с 1945 г. является обязательным.

Столь тесной связью с Грецией обусловлен и язык богослужения Кипрской Православной Церкви — греческий. Согласно уставу Церкви: «Греческую общину составляют все граждане Республики, которые имеют греческое происхождение, или родной язык — греческий, или участвуют в греческих культурных преданиях, или принадлежат к Греческой Православной Церкви».

Предстоятель Церкви, Блаженнейший Георгий, носит титул: Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.

В настоящее время Русская Православная Церковь прекратила евхаристическое общение с Кипрской. Данное решение было мотивировано тем, что 24 октября 2020 года за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Кипрский Хризостом II (+ 2022) помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Данное поминовение продолжается до сих пор.

***

Кипрская Православная Церковь прошла весьма долгий путь исторического развития. Наравне с некоторыми известнейшими Церквями Востока, она является одной из старейших областей распространения христианства.

Остров Кипр славится своими святыми, среди которых апостол Варнава, преподобный четверодневный Лазарь, первый архиепископ Кипрский, святитель Спиридон Тримифунтский, а также святынями — монастырями и двумя чудотворными образами Пресвятой Богородицы.

К сожалению, сейчас Кипрскую Церковь терзают внутренние и внешние нестроения. И, хотя мы не имеем евхаристического общения с Кипром, все же молитва за всех православных христиан должна оставаться важной частью нашей духовной жизни.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на соцсети проекта «Всегда живой церковнославянский»