Фильм «Паразиты» (2019) получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и стал первой неанглоязычной картиной, завоевавшей «Оскар».
Это не просто триллер о вторжении одной семьи в жизнь другой, это тонкое, многослойное исследование социального неравенства.
Через выбор продуктов, методы приготовления и даже упаковку режиссер Пон Чжун-хо последовательно показывает, что богатство и бедность — это не только банковский счет, но и доступ ко вкусу, времени и ритуалу.
История строится вокруг двух семей:
😜 бедняки Ким живут в полуподвальном помещении, перебиваются случайными заработками и едят дешевую лапшу, алкоголь и консервы из супермаркета
😎 богачи Пак — представители высшего класса, их особняк — образец минимализма и изысканности. Они окружены избытком: холодильник, полный дорогих органических продуктов, красивая посуда, винный бар, элегантная сервировка.
Но важная деталь — они не готовят сами, а поручают это домработнице. Это символическое «отчуждение» от физического контакта с пищей подчеркивает их социальную дистанцию от рабочего класса.
Контраст между двумя мирами показан не только через архитектуру или одежду, но и через кухню — буквальную и метафорическую.
Бедные едят, чтобы выжить.
Богатые — чтобы подтвердить статус.
В титрах не указан официальный фуд-стилист, но известно, что Пон Чжун-хо лично курировал сцены с едой, добиваясь документального реализма.
Неужели все делали художники постановщики?
Например, холодильник семьи Пак был наполнен настоящими премиальными южнокорейскими брендами: от минеральной воды до органических овощей и мяса хану.
Кухня = безопастность и домашний очаг
😜 В эпизодах в доме Кимов почти нет полноценной кухни. Они питаются из микроволновки, разогревают остатки. Кухня — центр семьи — у них отсутствует как явление.
😎 В доме Паков, напротив, кухня — это целая сцена: большая, светлая, с островом, газовой плитой и сервировкой. Это не просто удобство — это демонстрация статуса.
Бичпакет с говядиной за сотни баксов
Одно из самых когда-то обсуждаемых блюд фильма — рам-дон (упрощенное для английского перевода название двух видов лапши — удон и рамен), комбинация двух марок лапши быстрого приготовления — Chapagetti и Neoguri, популярных в Южной Корее.
🍜 Chapagetti — это версия корейской черной лапши чачжанмён со сладким соусом на основе чёрной фасоли.
🍜 Neoguri — лапша в остром бульоне с морепродуктами.
В фильме госпожа Пак просит домработницу приготовить рам-дон с добавлением говядины хану — дорогого и престижного мяса в Южной Корее, сравнимого с японским вагю. Цена за килограмм может достигать 300 долларов.
Блюдо становится отражением класса, который настолько далек от понимания нищеты, что даже не осознает абсурдность заказа.
Режиссер использует рам-дон как метафору, визуальный оксюморон: как если бы кто-то смешал доширак с фуа-гра
Кроме того госпожа Пак просит приготовить блюдо за 8 минут до возвращения домой, подчеркивая свое полное незнание и равнодушие к чужому труду. Эта сцена стала центральной для критики потребления и иллюзии заботы со стороны элит.
На съемках лапшу отваривали порционно, настоящую говядину хану обжаривали до средней прожарки и снимали вблизи, чтобы зритель увидел мраморность и сочность.
Бедные пьют, чтобы отвлечься от реальности, богатые — чтобы подтвердить свою власть над ней
Напитки в «Паразитах» так же демонстрируют экономический и культурный разрыв.
😜 Семья Ким пьет дешевое соджу и пиво марок вроде Cass или Hite — самые бюджетные корейские лагеры, стоящие меньше доллара за бутылку. Они пьют из обычных стеклянных бутылок, прямо на ящиках, сидя в подвале и грязи.
Пиво становится частью их попытки «отпраздновать» временную победу — когда все они уже устроились в дом богатых.
😎 На контрасте в доме семьи Пак пива почти нет, а если и присутствует алкоголь низкого ценового сегмента, то он заготовлен для гостей (например, водителей или прислуги).
Утренние сцены в доме Пак наполнены напитками, ассоциирующимися с заботой о здоровье и свободным временем: смузи, капучино, домашние соки. А из крепкого здесь предпочитают вино и виски, подчеркивающие вкус и статус.
В фильме фигурирует японское пиво Sapporo как знак «внешнего статуса», его появление осознанный режиссерский выбор: в Корее импортные товары часто ассоциируются с престижем.
Его присутствие в кадре помогает проследить, как семья Ким имитирует подъем по социальной лестнице.
Еда как выживание
В одном из эпизодов мы видим обитателей подвала, которые едят лапшу без бульона, просто залив ее кипятком в пластиковом контейнере.
Это демонстрация крайней бедности: еда как утилитарная функция, лишенная удовольствия, вкуса и эстетики. Это резкий контраст с тем, как едят Паки — сервировка, тишина, вид на сад.
Поддельная забота
Корзина с фруктами, подаренная семьей Ким домработнице, символизирует не сочувствие, а чистый расчет.
Во многих азиатских культурах фрукты — знак внимания и заботы. Но в этом эпизоде режиссер показывает, как даже эти ритуалы превращаются в инструмент давления.
Чтобы избавиться от домработницы семья Ким использует ее аллергию на персики. Они натирают ее одежду ворсом с плодов, вызывая сильную аллергическую реакцию.
Это не просто хитрость — это символическая сцена: бедные используют остатки от чужой роскоши как инструмент борьбы.
Персик в корейской культуре — символ здоровья, долголетия и удачи. Но в фильме он превращнн в средство социального манипулирования.
Пон Чжун-хо говорил в интервью, что именно сцена с персиком раскрывает моральный парадокс фильма:
«Настоящая трагедия в том, что в борьбе за место под солнцем герои становятся агрессорами не против богатых, а против таких же, как они»
Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие обзоры фуд-стайлинга в кино и сериалах 👌🏻
В следующей серии вы узнаете, как снимали легендарную французскую кухню в х/ф «Джули и Джулия» с блистательной Мэрил Стрип в главной роли.