Найти в Дзене
Книжный ум

Дачные чтения. "Романтика" Н. Хикмета

Я купилась на название. Ну правда — «Романтика»! Признайтесь, ведь и вы тоже ожидаете от этого слова чего-то мягкого, лирического, личного. Как минимум — историю о людях. Как максимум — про чувства, которые остаются даже после всего. Но я ошиблась. Сильно. То, что написал Назым Хикмет, — это совсем не о романтике. Ни в привычном, ни даже в философском смысле. Это скорее документ эпохи. Плотный, суховатый и, если честно, местами утомительный. Главный герой — молодой идеалист, революционер. Турция и Москва в начале ХХ века, причем повествование ведется из этих мест поочередно, попытки переустройства общества, вера в светлое будущее и тяжёлые последствия этих попыток. Всё бы хорошо, да только читается это скорее как политическая хроника, чем как художественное произведение. Эмоциональной глубины я, увы, не почувствовала. И от этого вся драма, которую автор, видимо, хотел передать, прошла мимо. Молодой человек (вполне узнаваемый прототип самого Хикмета) рвётся в бой — не с оружием, а с ид

Я купилась на название. Ну правда — «Романтика»! Признайтесь, ведь и вы тоже ожидаете от этого слова чего-то мягкого, лирического, личного. Как минимум — историю о людях. Как максимум — про чувства, которые остаются даже после всего.

Но я ошиблась. Сильно.

То, что написал Назым Хикмет, — это совсем не о романтике. Ни в привычном, ни даже в философском смысле. Это скорее документ эпохи. Плотный, суховатый и, если честно, местами утомительный.

***
***

Главный герой — молодой идеалист, революционер. Турция и Москва в начале ХХ века, причем повествование ведется из этих мест поочередно, попытки переустройства общества, вера в светлое будущее и тяжёлые последствия этих попыток. Всё бы хорошо, да только читается это скорее как политическая хроника, чем как художественное произведение. Эмоциональной глубины я, увы, не почувствовала. И от этого вся драма, которую автор, видимо, хотел передать, прошла мимо.

Молодой человек (вполне узнаваемый прототип самого Хикмета) рвётся в бой — не с оружием, а с идеей. Он горит, как факел. Наивный, честный до абсурда, порой даже раздражающий.

Это название точно передает сущность произведения, в котором речь идет о самой высокой на свете романтике - романтике революционной борьбы.

Я не говорю, что книга плохая. Просто она явно не для меня. Я люблю, когда в повествовании есть личное, человеческое, когда герой не только несёт идею, но и чувствует. А тут — почти как стенограмма: кто куда пошёл, кого арестовали, кто предал, кто остался верен партии. Всё важно. Но не трогает. Ну может единственный момент, когда Ахмеда, главного героя, кусает бешеная собака и мы следим по дням, заболеет он бешенством или нет.

Было ощущение, что я читаю не роман, а политическую исповедь. Причём немного отстранённую.

Даже любовная линия — если её можно так назвать — выглядит как черновик к основной идее. Да, тут есть любовь. Но не та, что «до гроба». А та, что была — и осталась эхом. Просто память о человеке, с которым ты смотрел в одну сторону, пока не разошлись дороги.

Что понравилось — это контекст. Если вам интересна история Турции, политические процессы, судьбы турецких левых — вы точно оцените. Книга даёт хорошее представление о том, что чувствовал человек, который оказался между двух миров: своим и чужим, прошлым и будущим.

Ну и язык. Простоватый, но в этом — правда. Хикмет не строит фраз, он будто выкладывает мысли как есть.

Это тот случай, когда ты честно закрываешь книгу и говоришь себе: ну не твоё. Бывает. И это нормально. Думаю, книга просто устарела, пережила свое время. Тогда, в начале 60-х это была еще боль, был еще манифест. Сейчас это уже полузабытая история. По крайней мере для нас, может, для жителей Турции это все еще животрепещуще в памяти, не знаю.

________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

________________________________

Что еще почитать на канале: