Часто в заслугу Сталину ставят то, перед войной были сдвинуты на запад границы СССР. «Перемещение государственной границы на 250-300 км на запад несомненно укрепило безопасность СССР. Большая разница, с какого рубежа началась бы агрессия: от Бреста или от Минска, Вильнюса и Нарвы».
Действительно это было бы так, если страной руководили нормальные люди, а не Сталин с его окружением.
Формирование 5-х колон
Еще одна сказка: Сталин уничтожил 5-ю колону в СССР перед войной.
Ввод войск РККА на территорию западных областей и Прибалтики в 1939-40 гг. проходил без сопротивления, более того, часть населения, а в некоторых местах большая часть населения, встретило это событие вполне доброжелательно.
Но начавшиеся за этим чистки, депортация части населения и коллективизация, настроило большую часть населения против СССР. К июню 1941 население основной части этих территорий были была враждебна советской власти, активно шло формирование пятых колонн коллаборационистов.
Результатом этого, в частности стало то, что немецкое командование имело полную информацию о расположении частей и инфраструктуры РККА.
А судя по результатам руководство СССР и РККА не имело никакой информации об оккупированных немцами территориях Польши. Хотя были все условия для получения ее, но вместо этого Сталин начал репрессии против поляков на новых территориях СССР.
А в начале войны эти 5-е колоны не только нарушили телефонную связь, но и начали активные нападения на отдельные подразделения РККА, еще больше усиливая и так возникшую неразбериху и панику.
Практически на большей части вновь присоединенных территорий РККА оказалась как бы на вражеской территории.
Расположение частей и инфраструктуры РККА
Большая часть личного состава, инфраструктуры и складов РККА находилось именно в этих вновь присоединенных территориях. Причем расположение частей было достаточно бестолковым, явно непредназначенным к ведению боевых действий.
Результат не заставил себя ждать. На новых территориях находилась треть войск западных округов, но из-за близости к границе и ошибок командования они понесли тяжелейшие потери в первые недели войны.
1. Потери в июне-июле 1941 года – катастрофические:
o Западный фронт (Белоруссия) – разгромлен, потери до 80% личного состава (около 400 тыс. пленных, убитых и раненых).
o Юго-Западный фронт (Украина) – потери до 70% (около 700 тыс. человек, включая окружения под Уманью и Киевом).
o Северо-Западный фронт (Прибалтика) – до 60% (около 200 тыс.).
o Потеряно огромное количество танков, тяжелых орудий и самолетов.
Практически треть личного состава РККА в западной части СССР погибла или была захвачена в плен на этих вновь присоединенных территориях.
Еще хуже с вооружением, если перед войной РККА обладало существенным преимуществом в танках, самолетах и артиллерии, то все это рухнуло именно на этих территориях. Затем потребовались почти два года, чтобы достигнуть паритета с вермахтом.
Изменение стратеги, из-за присоединения западных территорий
Много лет в СССР сооружали укрепленные районы вдоль старой границы – «линия Сталина». Наверняка существовала и соответствующая инфраструктура. Все это было реально брошено, иногда с оставлением групп охраны, на объектах с не демонтированным вооружением. Очевидно, что эта оборонительная линия могла бы сыграть существенную роль в отражении фашисткой агрессии. Но фактически она была заброшена.
А новую линию обороны - "линию Молотова!" практически строить и не начали.
А на новых территориях удары танковых клиньев вермахта наносились по-практически не прикрытым противотанковыми мероприятиями направлениям. Это во многом обеспечило успех фашистов в первые месяцы войны.
В то время как такие мероприятия были предусмотрены на старой границе.
Напомню Минск был захвачен на 5 день войны, вот вам и отодвинутые границы. Вот Вам и 300 км.
В целом наши неудачи в начале войны – это результат безграмотного вмешательства Сталина в военные вопросы, в том числе назначение им бездарных командиров. Это не только генерал Павлов, но и другие. Наглядно, что ни один сталинский довоенный маршал не вошел в число тех, кого справедливо назвали маршалами победы.
А еще более наглядно звучат слова одного из наиболее авторитетных маршалов победы Александра Михайловича Василевского: «Если бы не репрессии в армии Гитлер не решился бы напасть на СССР в 1941 году».