Найти в Дзене
Библиоманул

Хавьер Мариас "Берта Исла"

Шпионский детектив, о котором пока видел только положительные, если не сказать восхищенные, отзывы, от считающегося знаменитым испанского писателя. Начало с растерянной женщины. "В те периоды, когда она не верила, что её муж - это её муж, сон у неё был тревожным, она мучилась угрызениями совести и не хотела просыпаться...". Муж с годами стал угрюмее и злобнее, всё меньше напоминая юношескую любовь героини.  Слог очень основательный - описания и рассуждения дотошные и многословные. Проблемы взросления в англо-испанской семье, притирание будущей пары, любовь и политика в Испании'1969. Ворчание об инфантильности современной молодёжи. Романтичная сцена первого секса героини и неудачная поначалу вербовка героя в шпионы (как водится с античности, - философскими рассуждениями, странно, что без содомии). "Вселенная оказывает влияние на каждого из нас, а сами мы не способны ни воздействовать на неё, ни хотя бы слегка царапнуть в ответ". Щедрая порция конспирологии и итоговый вывод о том, к

Шпионский детектив, о котором пока видел только положительные, если не сказать восхищенные, отзывы, от считающегося знаменитым испанского писателя.

Начало с растерянной женщины.

"В те периоды, когда она не верила, что её муж - это её муж, сон у неё был тревожным, она мучилась угрызениями совести и не хотела просыпаться...".

Муж с годами стал угрюмее и злобнее, всё меньше напоминая юношескую любовь героини. 

Слог очень основательный - описания и рассуждения дотошные и многословные.

Проблемы взросления в англо-испанской семье, притирание будущей пары, любовь и политика в Испании'1969.

Ворчание об инфантильности современной молодёжи.

Романтичная сцена первого секса героини и неудачная поначалу вербовка героя в шпионы (как водится с античности, - философскими рассуждениями, странно, что без содомии).

"Вселенная оказывает влияние на каждого из нас, а сами мы не способны ни воздействовать на неё, ни хотя бы слегка царапнуть в ответ".

Щедрая порция конспирологии и итоговый вывод о том, кто же может влиять на мир, - ну, конечно, рыцари плаща и кинжала.

"Фундамент мироздания сотрясают те, кто действует тайно, за спиной у остальных, не требуя признания, которое им вроде как и ни к чему".

Скучное течение романа прерывается убийством (или его инсценировкой) и следующий подход на вербовку, теперь уже без вариантов.

Поэтичные размышления о смерти и уходе близких.

Представители британского тайного истеблишмента: весёлый выскочка с громилой-адьютантом, устраивающие герою эмоциональные качели (из которых тот гарантированно выберется, судя по тому, что много лет спустя внешне он вполне благополучен), презирающие пресловутую британскую правовую систему.

Немного старого доброго высокомерного расизма: "...делая похожим на монгола или татарина...".

Обилие высокопарных диалогов и рассуждений, не развивающих сюжет.

"Как нелепо мы растрачиваем день за днём, как нелепо может закончиться каждый из них, и никто не знает какой именно: ты радостно встречаешь утро, которое на самом деле сулит беду, и ведать не ведаешь, что на нём лежит проклятье и оно ведёт к плахе, огню и пасти моря...".

Тяготы жизни невесты, а потом и жены шпиона, пугающая встреча с конкурирующими мерзавцами.

"Когда ты работаешь на государство, оно требует и готово требовать от тебя всё больше и больше, оно натягивает поводья и выжимает все соки из государственных служащих, ровно как и из граждан в целом...".

Понимаю, что роман не рассчитан на русского читателя, но всё равно смешно: "Как ты мог столько времени держать меня в неведении? Откуда ты приехал? Оттуда? - Оттуда...".

Поток сознания обо всём в промежутках между редкими в первой половине романа движениями сюжета.

Наблюдение со стороны за постепенной индоктринацией полукровки британскими ценностями.

"...снова и снова начинается новый день, сменяя предыдущий. А сменяет он его только потому, что работает неусыпная и скупая на слова защита Королевства, о которой почти никто не знает и не должен знать...".

Об изменах и возможной реакции на них, моральных аспектах шпионажа с выводом о полной его аморальности.

Главная героиня доводит мужа до истерики, обоснованно сравнивая его работу с франкистской тайной полицией.

Война с Аргентиной, сфотографированный в Ольстере британский оккупант с содранной кожей, по-настоящему долгая разлука и психология жены пропавшего без вести.

Явление постаревшего, озлобившегося и слегка обезумевшего ученика учителю, когда-то подтолкнувшему его к яме, и один из немногих в объёмном романе увлекательный фрагмент - о радостях и страхах человека, десяток с лишним лет живущего в родной стране под чужим именем.

"...то, что мы оставляем позади, видится нам безопасным уже только потому, что мы это благополучно миновали, то есть остались живы и невредимы. И нам хочется вернуться во вчера, потому что это вчера мы одолели, нам известен его результат, и мы готовы своё вчера повторить".

Неужто очевидное с самого начала допущение станет главным в развязке. Так и есть, да ещё и сделано максимально театрально.

Неизбежные ассоциации и с Дюма (у героя, впрочем, дисциплина, самосохранение и жадность победили в споре с яростью и желанием мстить), и с Гомером, немного медитативный финал. Удивляет обещанное наличие продолжения, - вроде бы всё высказано, неужели и героиня окажется шпионкой.

Хорошая получилась история в итоге, на мой вкус далеко не идеальная, но глубокая и к финалу даже захватывающая