Найти в Дзене

Мемориал "Экипажу самолета Николая Гастелло".

Есть в Молодеченском районе Минской области небольшой посёлок городского типа Радошковичи, с населением чуть больше, чем шесть тысяч жителей. Непримечательный такой посёлок, но со своей собственной историей, достойной отдельного рассказа.

Когда-нибудь я напишу и о нём, но пока — о памятнике, находящимся на 50-м километре шоссе Минск — Вильнюс, в полукилометре от западной окраины посёлка.

Памятник на 50-м километре шоссе Минск - Вильнюс. Фото из личного архива автора.
Памятник на 50-м километре шоссе Минск - Вильнюс. Фото из личного архива автора.

Признаться, бывая в отпуске в Беларуси, много раз проезжал мимо него по дороге в Молодечно или когда ездил заправить автомобиль, не пытаясь остановиться, чтобы поближе рассмотреть. Просто стоит он у дорожной развязки, и припарковаться там можно, но только в том случае, если не едешь прямо, куда мне обычно и было нужно, а съезжаешь по направлению к Радошковичам. Ещё, помню, всё удивлялся — почему это такое неудобное место для памятника выбрали?

А в этом году отнёсся к вопросу чуть повнимательнее, решил разобраться, что ж за мемориал такой у самой дороги, и был несколько изумлён. На Яндекс-картах он обозначен как «Экипажу самолёта Николая Гастелло».

Этот факт заставил не просто остановиться рядом по пути, я однажды утром специально туда подъехал, чтобы поближе всё рассмотреть.

Высокий белый обелиск, заканчивающийся бюстом человека в лётном шлеме, стоит на высоком холме и слегка наклонен в сторону шоссе, как раз того, по которому в июне 1941 года шло активное передвижение военной техники Вермахта. Именно сюда, для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи, и вылетело 26 июня звено, состоящее из двух бомбардировщиков ДБ-3ф, под командованием капитана Николая Францевича Гастелло.

Экипажу самолета Николая Гастелло. Фото из личного архива автора.
Экипажу самолета Николая Гастелло. Фото из личного архива автора.

Брусчатка на склоне холма, я так понимаю, как раз и символизирует эту дорогу, на ней же находятся четыре стилизованных птицы (а может, подразумеваются крылья самолёта), с выбитыми на них именами членов экипажа.

В детстве, когда нам в школе рассказывали о подвиге Гастелло, мы представляли его лётчиком, летавшим на истребителе, поскольку больше никто не упоминал больше ни одной фамилии, отсюда и сложилось впечатление, что он совершил свой героический поступок в одиночку.

Уже позже, в более зрелом возрасте, я узнал, что героев было четверо: командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Николай Гастелло, штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, лётчик-наблюдатель лейтенант Григорий Скоробогатый (был включён в экипаж в качестве нижнего стрелка) и стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин.

Экипажу самолета Николая Гастелло. Фото из личного архива автора.
Экипажу самолета Николая Гастелло. Фото из личного архива автора.
Экипажу самолета Николая Гастелло. Фото из личного архива автора.
Экипажу самолета Николая Гастелло. Фото из личного архива автора.

Надо сказать, что это уже второй памятник, первый на этом же месте был открыт в 1964 году, к 20-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, и выглядел он тогда несколько иначе. Общая композиция обелиска была такой же, только само основание немного отличалось, отсутствовали имена членов экипажа самолёта, а надпись на откосе холма гласила: «На этом месте совершил бессмертный подвиг славный сын Советской Родины, лётчик-герой Н. Гастелло».

То есть, как мы видим, миф о герое-одиночке, возникший сразу же после огненного тарана, продолжал жить, несмотря на то, что все ответственные за изготовление и установку памятника знали, что это не соответствует действительности.

Первый вариант памятника 1964 года. Фото найдено в открытом доступе в интернете.
Первый вариант памятника 1964 года. Фото найдено в открытом доступе в интернете.

Более того, ещё в 1951 году, во время эксгумации останков лётчиков, которых ночью, после взрыва, тайно извлекли из останков самолёта, и захоронили на своём кладбище жители соседней деревни Декшняны, было установлено, что принадлежат они совсем другим людям.

В тот же самый день, 26 июня 1941 года, на выполнение точно такой же задачи, нанесения бомбового удара по механизированной колонне противника, вылетел такой же ДБ-3ф, только под командованием командира 1-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитана Александра Спиридоновича Маслова. Самолёт на аэродром не вернулся, его экипаж числился пропавшим без вести. Именно останки Маслова и его стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова были обнаружены в захоронении в Декшнянах.

Партийное руководство страны решило не обнародовать этот факт, экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище в Радошковичах, а на месте их гибели в 1964 году установили памятник капитану Гастелло.

Всплыла эта история уже в 90-х. Основание обелиска поменялось на то, что мы видим сегодня, в 1976 году, а вот когда к мемориалу добавили стилизованные крылья с именами всех членов экипажа, информации я не нашёл. Рискну предположить, что сделано это было уже в период провозглашения Беларусью своей независимости.

Однако, как следует из подписи под фотографией, напечатанной, судя по внешнему виду, в какой-то газете, место установки памятника продолжало отождествляться с местом гибели экипажа Николая Гастелло.

Фото памятника экипажу Гастелло с сайта Молодеченского райисполкома. https://www.molodechno.gov.by
Фото памятника экипажу Гастелло с сайта Молодеченского райисполкома. https://www.molodechno.gov.by

И уже, скорее всего, значительно позже, у подножия холма были установлены два валуна, между которыми натянута стальная сцепка с мемориальной табличкой и надписью, уже не озвучивающей, хотя и не опровергающей официальную версию.

Памятная мемориальная табличка. Фото из личного архива автора.
Памятная мемориальная табличка. Фото из личного архива автора.
Слава героям!
26 июня 1941 года совершил бессмертный подвиг экипаж самолёта Героя Советского Союза Николая Гастелло. В составе экипажа самолёта комсомольцы Г. Н. Скоробагатый, А. А. Бурденюк и А. А. Калинин.
Памятная мемориальная табличка. Фото из личного архива автора.
Памятная мемориальная табличка. Фото из личного архива автора.

Как мы видим, чёткого указания, что подвиг был совершён именно на этом месте, нет. Хотя, если быть предельно честным, то я считаю, что кто-то должен уже взять на себя ответственность и принять решение о внесении в список героев и членов экипажа Маслова. Коль скоро в свете информации, полученной за последние годы, нет никаких неопровержимых фактов, доказывающих то, что самолёт Гастелло выполнил огненный таран (как нет и фактов, стопроцентно это опровергающих), так то же самое относится и к самолёту под командованием Маслова, то есть не исключено, что оба этих экипажа погибли в результате наземного тарана.

И можно ведь ничего особо не менять, просто немного подредактировать название мемориала, к примеру, скажем так: «Экипажам самолётов ДБ-3ф 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, совершившим бессмертный подвиг 26 июня 1941 года». А на брусчатку добавить ещё четыре каменных птицы с именами командира 1-й эскадрильи капитана Александра Маслова, штурмана лейтенанта Владимира Балашова, стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова и стрелка младшего сержанта Бахтураса Бейскбаева.

Бомбардировщик ИЛ-4, до марта 1942 года - ДБ-3ф. Источник фото https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-4
Бомбардировщик ИЛ-4, до марта 1942 года - ДБ-3ф. Источник фото https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-4

Славе Николая Гастелло, я считаю, это вреда не нанесёт, отдавший свою жизнь за Родину, он достоин того, чтобы о нём помнили, а для этого, как мне кажется, достаточно и имеющихся уже отдельных памятников. Один из них установлен и в самих Радошковичах, в сквере на площади, носящей имя героя.

Памятник Н. Ф. Гастелло в Радошковичах. Фото из личного архива автора.
Памятник Н. Ф. Гастелло в Радошковичах. Фото из личного архива автора.
Площадь Гастелло в Радошковичах, по-белоруски - плошча Гастэлы. Фото из личного архива автора.
Площадь Гастелло в Радошковичах, по-белоруски - плошча Гастэлы. Фото из личного архива автора.

И, отдавая должное человеку, ставшему благодаря советской пропаганде примером мужества и самопожертвования, не будем забывать и остальных героев-лётчиков, которых назовут «гастелловцами», совершивших за период Великой Отечественной войны 595 таранов своим самолётом самолёта противника и 506 таранов самолётом наземной цели.