Найти в Дзене
С Богом по жизни

Иисус: историческая личность

Оглавление

Можно ли верить новозаветным книгам, которые говорят об исполнении Иисусом ветхозаветных пророчеств? Как в этом столетии мы можем знать, что Иисус, плотник из Назарета, действительно жил в I веке? Может, рассказ о Его чудесной жизни — всего лишь принятие желаемого за действительное? Ранние христиане утверждали, что такой человек был среди них во плоти и что они видели Его славу. А может, это всего лишь их воображаемый идеал человечества?

Четыре Евангелия о жизни Иисуса, после скрупулезного изучения пристрастными безбожниками, представляют в наш век самые проверенные документы из всех существующих. Если кто-то еще думает, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн просто обманывались, следуя за мифическим Иисусом, то такой человек, скорее всего, оставит эту позицию, услышав высказывания нехристиан. Не много нехристианских цитат сохранилось с начала нашей эры, но все же дошедшие до нас заявления об Иисусе определенно демонстрируют ту истину, что Он действительно жил.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

Иосиф Флавий был образованным фарисеем, родившимся через семь лет после установления церкви. Он жил еще некоторое время после завершения Нового Завета. Он не был христианином, но к Иисусу относился с глубочайшим уважением: "Приблизительно в это время жил Иисус, мудрый человек, если правомерно называть его человеком, ибо он творил чудеса; он был учителем людей, которые воспринимали истину с удовольствием. Он привлек к себе много иудеев и много язычников. Он был [истинный] Христос. И когда Пилат по наущению начальствующих среди нас осудил его на распятие, любившие его с самого начала не отказались от него, ибо он явился им живым на третий день; божественные пророки так и предсказывали о нем это, а также десять тысяч других удивительных вещей. И племя христиан, так названных от него, не исчезло и по сей день".

Бесспорно, Иосифа в предыдущем высказывании, наряду с почитанием, характеризует неточность в выборе слов, так как создается впечатление, что он верил в факты евангелия. Высказывание Иосифа настолько прохристианское, что многие ученые утверждают, будто вся эта часть — позднейшая вставка. Менее радикально, но преследует ту же цель решение считать вставками отдельные слова. Однако все сохранившиеся копии работ Иосифа имеют весь раздел целиком, и эта часть цитируется с 324 г. (Евсевием). Что касается текстуального свидетельства, то с такой же легкостью можно отвергнуть любую другую часть писаний Иосифа. Это можно сделать только по субъективному рассуждению. Нью-Йорк Таймс в колонке, посвященной Иерусалиму, рассказывает об арабской рукописи X века, в которой имеется такой вариант текста Иосифа: "В это время там был мудрый человек, которого звали Иисус. И поведение его было хорошим, и известен он был своими добродетелями. И многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти. А те, которые были его учениками, не оставили своего ученичества. Они сообщали, что он явился им через три дня после распятия и был живой; значит, он, возможно, был тем мессией, о котором пророки неоднократно рассказывали чудеса". Его истинные убеждения, однако, видны в написанной позднее книге, в которой корректируется приведенное выше высказывание; в этой работе говорится, что Иисус — тот, кого "называли Христом".

Имеется убедительное свидетельство того, что Иосиф Флавий не верил в божественную сущность Иисуса, но и не менее убедительно свидетельство, что в I веке жил Иисус из Назарета. Как не принадлежащий к христианскому "племени", Иосиф свидетельствует против всякого, кто считает Иисуса мифическим персонажем.

ТАЛМУД

Объемистые иудейские писания первых пяти веков, называемые Талмудом (в двух частях: Мишна и Гемара), говорят об Иисусе. Как и следовало ожидать, ссылки скудны и враждебны, но идею о нереальном Иисусе Талмуд отрицает. Сведения почерпнуты у Брюса, который цитирует Клауснера и Гогела, чтобы показать полную уверенность иудеев в историчности Иисуса. "Действительно некогда существовал человек, чье имя было Иисус или Христос", и Он "был распят в Палестине во время правления Тиберия" (М. Гогел). Они говорят об "Иисусе из Назарета, сыне Марии, дочери Илия" (Т. Хорнер), рассказывают о Его путешествии в Египет и признают Его чудесные способности. Однако Его силу они объясняют либо тем, что Он украл из храма правильное произнесение имени Бога, либо тем, что Он практиковал египетскую магию. Упоминаются конкретные имена последователей Иисуса, в том числе Матфея, Фаддея, человека по имени Бауни, а также Никодима. Не обходится стороной и пасхальное распятие, но все сказанное изобилует злыми инсинуациями, обвиняющими Иисуса в колдовстве и обольщении.

Раввины саркастически называют Иисуса "Повешенный" и "Сын девственницы". Иисуса называли Ха-Талуй, "Повешенный", и Бен Пантера, "Сын девственницы". Слово "пантера" — искаженное греческое слово партенос (парфенос), "девственница". Они также оскорбительно играют со словом "евангелие", перевирая его так, чтобы оно звучало как "Беззаконие на полях страниц" и "Грех дощечки для письма". Эуангелион, "евангелие", они изменили на Авен-гилайон или Авон-гилайон. Если бы им пришло в голову выдать Иисуса за миф, то их нападки, безусловно, были бы иными. Каждое их оскорбление основано на реальности плотника из Назарета.

КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ

Еще один историк, которого считают самым выдающимся в Римский империи, — Корнелий Тацит. Приблизительно в 110 г. он описал пожар, случившийся в правление Нерона (54-68 гг. н.э.), когда сгорела треть Рима. Поскольку в Риме поговаривали, что Нерон сам был причиной "Великого пожара" 64 г., последний решил опровергнуть это обвинение. В этой связи Тацит пишет: "Поэтому, чтобы прекратить слухи, Нерон обвинил и с особой жестокостью наказал класс людей, вызывавших всеобщее отвращение за их пороки, кого остальные называли христианами. Христус, от которого они получили свое название, был казнен по приговору прокуратора Понтия Пилата, когда императором был Тиберий; и вредное суеверие на какое-то время прекратило свое существование, но потом возникло с новой силой не только в Иудее, на родине этой чумы, но и в самом Риме, где собирается и находит пристанище все самое ужасное и постыдное в мире".

Труды Тацита показывают, что он ненавидел тех, кого "называли христианами", но ясно также и то, что он был твердо убежден, что "Христус" "был казнен по приговору прокуратора Понтия Пилата".

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ

А вот еще один римский писатель и современник Тацита — правитель Вифинии Плиний Младший. Его так называли, чтобы отличить от его знаменитого дяди с таким же именем. Плиний Младший писал императору Траяну в 112 г., прося совета о том, что ему делать с многочисленными христианами в его провинции.

При том что языческие храмы пустели, а христиане добровольно шли на смерть за имя Христа, Плиний никак не мог думать, что эта широко распространившаяся "зараза" пошла от мифа об Иисусе. Сообщения Плиния показывают степень христианского влияния: "Эта зараза не ограничилась одними только городами, но дошла до деревень и распространилась по всей земле".

СВЕТОНИЙ

Современник Тацита, историк Светоний (65-135), около 120 г. написал о радикальных действиях императора Клавдия в 49 году: "Так как иудеи, подстрекаемые Хрестусом, постоянно чинили беспорядки, он изгнал их из Рима". (Тот, кого Тацит называл "Христус", Светоний именует "Хрестус").

Писатель Орозий упоминает, что изгнание произошло в девятый год правления Клавдия. Как указывает Вернер Келлер, это означает, что христианская община существовала в Риме "спустя не более пятнадцати или двадцати лет после Распятия".

Неверующие иудеи в римском иудейском гетто, видимо, преследовали евреев-христиан. Они устроили такие общественные беспорядки, что Клавдию это надоело, и император, считая вопрос внутренней иудейской склокой, приказал всем евреям покинуть Рим. Среди этих несчастных были и Акила с Прискиллой. В Коринфе Павел нашел "некоторого иудея, именем Акилу, родом понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима..." (Деян. 18:2). Этот печальный инцидент, указывающий на большое количество христиан в Риме на двадцатом году после смерти Иисуса, вряд ли бы произошел, если бы никогда не было "Хрестуса". Высказывание Светония — еще одно доказательство историчности Иисуса, полученное из объективного и даже враждебного источника. Светоний также писал о Великом римском пожаре и о том, что Нерон (54-68), преемник Клавдия, учинил расправу "над христианами, большой группой людей, подверженных новому вредному суеверию".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От влияния жившего, дышавшего, умиравшего в I веке Иисуса из Назарета нельзя отмахнуться, ибо то, что Он делал, "не в углу происходило" (Деян. 26:26). Можно нападать на все что угодно в связи со Христом, но факт Его реальности нельзя не принять. Ни один осведомленный человек не подвергает сомнению существование Наполеона Бонапарта, Александра Македонского, Юлия Цезаря и Иисуса Назаретянина. Те факты, что Юлий жил, воевал в Галлии и был убит в римском сенате, воспринимаются всеми как реальность и подлинная история; но ведь они гораздо дальше отстоят от нашего времени и имеют гораздо меньше подтверждений, нежели те факты, что Иисус жил, проповедовал Свое евангелие в Иудее и Галилее и был распят на Голгофе.

Фредерик Грант утверждает: "Такие современные теории, как «миф о Христе», отвергаются всеми историками, придерживающимися научных подходов". Г. Уэллс в одной из своих лекций сказал: "Полагать, что он [Иисус] никогда не жил, что повествования о его жизни — выдумки, более трудно, и на пути историка это поднимает больше проблем, чем принятие важнейших элементов евангельских историй как факт". Ф. Брюс пишет: "Некоторые авторы могут эксплуатировать «миф о Христе», но они делают это отнюдь не на основании исторического свидетельства".

"Если бы Новый Завет никогда не был написан и если бы отцы хранили гробовое молчание, все равно из этих внешних источников [то есть из высказываний неверующих] мы смогли бы собрать все великие факты христианства и были бы вынуждены принять их" (Г. Эверест). Христианство, таким образом, исторически и географически обосновано. В противоположность призрачному Конфуцию или сомнительному Будде, Иисус выступает как личность не менее реальная, нежели Юлий Цезарь. Когда кто-то пытается разрешить вопрос: "А вы за кого почитаете Сына человеческого?" — у того есть твердое основание, на котором строить свой ответ.

Благословения | С Богом по жизни | Дзен