Соскучились по детективам? Давайте посмотрим, что есть интересненького.
Лето – сезон больших распродаж в книжных интернет-магазинах. И, если у кого отпуск в августе, самое время подыскать х-ааа-рррошую серию детективчиков на «почитать в поездке».
Самые долгие «серийники»
Сейчас мы уже привыкли, что сыщики, как и маньяки, как правило, «серийники». Если читателю нравится персонаж, ведущий расследования, ему интересно следить за его работой, сколько бы продолжений ни написал автор. Правда, даже самый харизматичный герой способен утомить собственного создателя.
Сэр Артур Конан Дойль до того устал от своего Шерлока Холмса – которому, кстати говоря, первоначально хотел дать имечко Шеридан Хоуп, а потом еще (не выговоришь!) Шеррингфорд Холмс – что даже убил его. Но публика не простила автору таких шалостей и вынудила писателя воскресить своего любимца.
А ведь Шерлок Холмс и доктор Ватсон отнюдь не самые большие долгожители в детективном цикле! Агата Кристи написала 12 романов о расследованиях миссис Марпл, а об Эркюле Пуаро - аж 33 произведения!
На этом фоне Конан Дойль выглядит почти лентяем: подумаешь, всего 4 романа о Холмсе… И 56 рассказов в пяти сборниках. Впрочем, подражатели за него поработали куда как неплохо: количество «продолжений» даже неизвестно точно, поскольку исчисляется сотнями.
Эмиль Габорио, чьи произведения об агенте Сюртэ, месье Лекоке, отчасти вдохновили Конан Дойля на создание своего Холмса, написал всего лишь примерно с дюжину романов о нем.
Можно сказать, пустяк. Рекс Стаут создал 72 произведения о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине. Его рекорд превзошел Жорж Сименон с 75 романами и 28 рассказами о комиссаре Мэгре.
А вот, пожалуй, самым скромным серийником является Огюст Дюпен, следователь, созданный Эдгаром Алланом По – о нем было написано всего-то 3 рассказа с 1841 по 1843 год: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо». Но это не мешает ему быть одним из самых известных литературных сыщиков – ведь именно его литературоведы называют родоначальником детектива вообще и серийного детектива в частности.
Но это если говорить о Европе.
Потому что в Азии детективный жанр существует с незапамятных времен: первый «народный» детектив был создан в Китае еще в эпоху династии Мин, то есть примерно в 14-17 веке. Это были истории о судье Ди – полумифическом государственном деятеле по имени Ди Жэньцзе. Европейская публика впервые познакомилась с ним благодаря Роберту Ван Гулику, который перевел на английский средневековый криминальный роман «Ди Гуанань» - «Деяния Ди». А затем уже и сам сочинил о нем около 20 различных произведений.
Портреты знаменитых "серийных" сыщиков. Первую пару вы наверняка узнаете.
Вообще возникновение и укрепление серийных сыщиков в литературе как раз и было связано с началом регулярных расследований в реальной жизни – когда государство поставило это дело на поток, основав специальные судебные и полицейские органы.
Кстати, первая криминальная хроника появилась в 20-х годах 19 века в Лондоне. Это был печатный листок с названием «Ньюгейтский календарь»: в нем публиковались ежемесячные отчеты с детальными описаниями преступлений и преступников. Листок этот продавался у стен Ньюгейтской тюрьмы. Отличное чтение для любопытных!
На этом закончим экскурс в историю и перейдем к современности и к новым «серийникам», которые, что ни день, плодятся в мире криминала как с одной, так и с другой стороны.
Эндрю Мэйн, цикл «Охотник»
"Увеличительное стекло"
16+
320 страниц
Доктор Тео Крей: наука против преступности. Следуя традициям Холмса и Ватсона, доктор Тео Крей – профессор биоинформатики использует в своих расследованиях строго научные методы. Что помогает ему иметь твердую опору даже в тех случаях, когда даже полицию и ФБР смущает «чертовщина», творящаяся на месте преступления.
Тео Крей человек интересный, ему удается захватить читателя описаниями своих способов распутывать тайны – именно эти научно-популярные объяснения и являются «фишкой» этого следователя и этой серии книг за авторством Эндрю Мейна.
Доктор Тео разыскивает маньяков, работая в секретном подразделении ФБР.
Цикл книг о нем называется «Охотник», у нас опубликованы три романа из цикла:
- «Охотник»,
- «Увеличительное стекло»,
- «Теория убийства».
В первом романе цикла доктор Тео не принимает полицейскую версию о том, что девушка, найденная мертвой в лесу, была убита медведем. Чтобы доказать свою правоту, он анализирует поведение животных и выходит на след маньяка – настоящего убийцы.
Во втором романе доктор Тео берется за поиски пропавшего темнокожего мальчика: для этого ему придется серьезно изучить городскую легенду о Тоймене, похитителе детей.
В третьем романе доктор вступит в противоборство с маньяком-оккультистом, сумевшем запугать даже ФБР.
Романы отличаются динамичным сюжетом и – к счастью! - хорошим переводом.
Майкл Крэйвен, цикл о Вашингтоне По
«Черное лето»
18+
384 страницы
Следствие ведут полицейский детектив сержант Вашингтон По и его друзья. Главная помощница По - Тилли Брэдшоу, женщина с синдромом Аспрегера, что не мешает ей, однако, работать аналитиком в Национальном агентстве по борьбе с преступностью. Вашингтон По, ушедший в отставку по причинам разногласий с начальством, вынужденно возвращается к делам после того, как на теле одной из жертв маньяка находят вырезанным его имя.
Дикая серия убийств произошла в озерном крае Англии: какой-то чокнутый преступник убивает пожилых мужчин. И сжигает их тела на древних каменных кругах, разбросанных тут и там по местности. За эти странные смертельные ритуалы одержимого прозвали Камбрийским Сжигателем.
По берется за дело и добивается успеха. Так же, как и в деле с ужасным шеф-поваром – убийцей, Джередом Китоном. Он был посажен в тюрьму за убийство собственной дочери, Элизабет, хотя ее тело так и не было найдено.
Вашингтон По представил неопровержимые улики и доказал необходимость изолирования Китона от общества. Китон получает пожизненный срок.
Неожиданно после этого в полицейское отделение является молодая особа, которая называет себя Элизабет Китон, что, конечно, свидетельствует против сержанта По. Теперь, чтобы поддержать свою репутацию, детективу придется отыскать странную барышню. Или найти тело Элизабет.
В цикле о Вашингтоне По уже около десятка книг. Первые – «Шоу марионеток» и «Чёрное лето» вышли на русском языке.
Роберт Брындза, цикл о Кейт Маршалл
Прежде, чем начать писать детективы, Брындза, актер по первому образованию, написал несколько любовных романов, а потом закончил университетский курс и получил специальность криминалиста.
Возможно, именно поэтому читатели отмечают достоверность его книг о расследованиях преступлений. Кейт Маршалл – второй «серийный» персонаж, созданный Брындзой. Первой была женщина-полицейская Эрика Форстер, о ней он написал восемь романов. О Кейт пока всего пять, но, возможно, Кейт своеобразнее как героиня.
Она тоже когда-то служила в полиции и даже считалась восходящей звездой Скотланд-Ярда. Но охота за маньяком по прозвищу Каннибал из Девяти Вязов (первый роман цикла «Девять вязов») сломала ее. Ей пришлось уйти из полиции.
Кейт вместе с сыном поселилась в маленьком городке на морском побережье и стала тихо-мирно преподавать в местном университете.
Но бывших полицейских не бывает и мир криминала снова втягивает Кейт в свои разборки.
«Мы можем быть здесь, мы можем быть там,
Но вечный Лондон идет по пятам». Томас Мур
Этой цитатой автор цикла предваряет пятый роман о Кейт Маршалл.
В котором Кейт берется за расследование очень старого дела – об исчезновении в 1988 году старшеклассницы Джейни Маклин. 30 лет назад следствие было остановлено, потому что полиции не удалось отыскать ни свидетелей, ни самого тела девочки.
А теперь «глухарем» заинтересовались продюсеры криминального подкаста. Выдвинув версию о похищении школьницы известным каннибалом Питером Конвеем, они обращаются к Кейт Маршалл, чтобы она помогла проверить эту гипотезу.
Она и ее помощник Тристан берутся за расследование.
Все романы цикла:
- «Девять вязов» (2019)
- «Черные пески» (2020)
- «Тьма падёт» (2021)
- «Дорога дьявола» (2023)
- «Потерянная жертва» (2024).
Сюжеты увлекательные, книги переведены вполне достойно, а читать детективы по порядку совсем не обязательно. Что, конечно, удобно.
P.S. А во мне тоже есть что-то от сыщика, не правда ли?