9 1/2 недель / 9 1/2 weeks. США, 1986. Режиссер Эдриан Лайн. Актеры: М. Рурк, К. Бейсингер, Д. Маргулис и др.
С. Кудрявцев весьма сурово отнесся к этой, по его мнению, эпигонской ленте: "откровенно позаимствовав основной сюжетный ход из "Последнего танго в Париже", Э. Лайн "пересказал" его вульгарным языком "массового кинематографа".
В самом деле, некоторое сходство со знаменитым фильмом Бертолуччи очевидно. Однако обвинять Лайна в эпигонстве, на мой взгляд, не стоит. Основные сюжетные ходы многих классических произведений искусства тоже не блещут оригинальностью и заимствованы из античных и фольклорных источников. А уж любовная тема борьбы мужского и женского начал только в кинематографе встречалось несчетное число раз.
Разумеется, "9 1/2 недель" не претендует на глубокие философские размышления, ограничиваясь интимной сферой человеческих чувств. Развивая найденные во "Флешдансе" (1983) приемы, Лайн на сей раз отказывается от условности мюзикла. Между тем пластика движений героев "9 1/2 недель" - не что иное, как завуалированная хореография. Всё здесь подчиняется причудливому музыкальному рисунку. Отношения между главной героиней и ее загадочным поклонником основаны на взаимных провокациях, искушениях и садомазохизме.
И здесь Микки Рурк хорош в своей обаятельной двойственности и непредсказуемости. Да и Бейсингер нашла для своей роли оригинальное творческое решение, основанное на хореографических мотивах. Ее героиня, полюбившая загадочного незнакомца (М. Рурк), исключительно пластична, чувственна, удивительно раскована. Эстетика клипа удачно совпала с прежними увлечениями и профессиями актрисы, и она оказалась в своей стихии.
Волнующие перепады эмоциональных состояний, сплетений рук и тел, изысканные ракурсы и цветовые гаммы... Всё это создает стильную атмосферу "9 1/2 недель" - коктейля сказочных мотивов (к примеру, из "Синей бороды") и отсылок к шедеврам французской "новой волны".
Лайн не скрывает цитатности своей картины. любовная сцена на кухне у холодильника, набитого всяческими деликатесами, решена в манере броской телерекламы гастрономических новинок. Вот алый сироп, растекается по красивому лицу К. Бейсингер. а вот кристаллы льда тают на ее груди... Однако все это вовсе не мешает Лайну и его актерам сохранять психологическую убедительность, лиризм и пряную эротику этой сцены.
Увы, во второй половине фильму, по-моему, не хватает дыхания...
Киновед Александр Федоров