История Маши( имя изменено) ,где диагноз не стал приговором, а любовь и телесный подход — ключом к речи
Меня зовут Кухтина Наталья Вячеславовна. Я клинический психолог, логопед и терапевт, восстанавливающий связь тела и речи. Сегодня я хочу рассказать вам о девочке, которая ещё полгода назад молчала, не понимала обращённую речь и не вступала в контакт. А сейчас говорит осознанно, знает буквы, рассказывает стихи и с радостью играет с другими детьми.
Эта история — о Маше, 4 лет, с диагнозом сенсорная алалия.умственная отсталость.
Когда она впервые появилась у меня на приёме, её лицо было настороженным, взгляд — отрешённым. Она слышала слова, но не понимала их. Не откликалась на просьбы, не играла по правилам. Ни логопед в саду, ни медикаментозная терапия не помогали. Мама была в отчаянии. А я видела — за этим молчанием скрывается огромный потенциал.
Почему обычные занятия не помогали?
Потому что при сенсорной алалии проблема — не в "лени" или "упрямстве". Мозг ребёнка не может обработать услышанное. Он не связывает звук и смысл. Поэтому простое повторение слов — не работает. Нужно задействовать тело, сенсорику, постуру. Найти, где в цепочке «мозг — тело — речь» нарушен контакт.
Что мы сделали?
Когда медикаментозная терапия «не сдвигалась», я предложила семье пройти остеопатическую диагностику. Оказалось: у Маши серьёзный блок в шейном отделе, который перекрывал кровоток к мозгу. После начала работы с остеопатом, ситуация начала меняться.
Параллельно мы начали глубокую работу с телом:
- Миофункциональная терапия: дыхание, жевание, глотание, артикуляция.
- Сенсорная интеграция: прикосновения, текстуры, звуки, запахи — всё, чтобы включить восприятие.
- Постуральная коррекция: выравнивание тела, чтобы дыхание и движение помогали речи.
- Работа с эмоциями и телесной тревогой.
И результат не заставил себя ждать.
Через 9
месяцев:
✅ Маша говорит осознанно. Не просто повторяет — составляет фразы, строит предложения, делится мыслями.
✅ Появились эмоции в речи — она смеётся, шутит, может выразить обиду или радость словами.
✅ Знает буквы и начинает читать.
✅ Запоминает и декламирует стихи.
✅ Играет с детьми, соблюдает правила, общается.
✅ Понимает инструкции, строит причинно-следственные связи.
Это не волшебство. Это кропотливая работа с телом, мозгом и речью. И доверие мамы, которая шла рядом — каждый день.
Сенсорная алалия — сложный диагноз. Но он преодолим.
Если вы слышите: "она просто ленивая", "все дети разные, подождите", "позже заговорит" — не сдавайтесь.
Я — Кухтина Наталья Вячеславовна.
Логопед, клинический психолог и терапевт, восстанавливающий связь тела и речи.
И я точно знаю: путь к речи — это путь к жизни, контакту, чувствам.
Если вы чувствуете, что ваш ребёнок «не с вами» — возможно, он просто ещё не может, но очень хочет.
А я помогу ему заговорить. Осознанно. По-настоящему. С любовью.