Найти в Дзене

"Когда речь оживает: как девочка с сенсорной алалией начала говорить, чувствовать, играть — и читать стихи"

Оглавление

История Маши( имя изменено) ,где диагноз не стал приговором, а любовь и телесный подход — ключом к речи

Меня зовут Кухтина Наталья Вячеславовна. Я клинический психолог, логопед и терапевт, восстанавливающий связь тела и речи. Сегодня я хочу рассказать вам о девочке, которая ещё полгода назад молчала, не понимала обращённую речь и не вступала в контакт. А сейчас говорит осознанно, знает буквы, рассказывает стихи и с радостью играет с другими детьми.

Эта история — о Маше, 4 лет, с диагнозом сенсорная алалия.умственная отсталость.

Когда она впервые появилась у меня на приёме, её лицо было настороженным, взгляд — отрешённым. Она слышала слова, но не понимала их. Не откликалась на просьбы, не играла по правилам. Ни логопед в саду, ни медикаментозная терапия не помогали. Мама была в отчаянии. А я видела — за этим молчанием скрывается огромный потенциал.

Почему обычные занятия не помогали?

Потому что при сенсорной алалии проблема — не в "лени" или "упрямстве". Мозг ребёнка не может обработать услышанное. Он не связывает звук и смысл. Поэтому простое повторение слов — не работает. Нужно задействовать тело, сенсорику, постуру. Найти, где в цепочке «мозг — тело — речь» нарушен контакт.

Что мы сделали?

Когда медикаментозная терапия «не сдвигалась», я предложила семье пройти остеопатическую диагностику. Оказалось: у Маши серьёзный блок в шейном отделе, который перекрывал кровоток к мозгу. После начала работы с остеопатом, ситуация начала меняться.

Параллельно мы начали глубокую работу с телом:

  • Миофункциональная терапия: дыхание, жевание, глотание, артикуляция.
  • Сенсорная интеграция: прикосновения, текстуры, звуки, запахи — всё, чтобы включить восприятие.
  • Постуральная коррекция: выравнивание тела, чтобы дыхание и движение помогали речи.
  • Работа с эмоциями и телесной тревогой.

И результат не заставил себя ждать.

Через 9

месяцев:

✅ Маша говорит осознанно. Не просто повторяет — составляет фразы, строит предложения, делится мыслями.

✅ Появились эмоции в речи — она смеётся, шутит, может выразить обиду или радость словами.

✅ Знает буквы и начинает читать.

✅ Запоминает и декламирует стихи.

✅ Играет с детьми, соблюдает правила, общается.

✅ Понимает инструкции, строит причинно-следственные связи.

Это не волшебство. Это кропотливая работа с телом, мозгом и речью. И доверие мамы, которая шла рядом — каждый день.

Сенсорная алалия — сложный диагноз. Но он преодолим.

Если вы слышите: "она просто ленивая""все дети разные, подождите""позже заговорит" — не сдавайтесь.

Я — Кухтина Наталья Вячеславовна.

Логопед, клинический психолог и терапевт, восстанавливающий связь тела и речи.

И я точно знаю: путь к речи — это путь к жизни, контакту, чувствам.

Если вы чувствуете, что ваш ребёнок «не с вами» — возможно, он просто ещё не может, но очень хочет.

А я помогу ему заговорить. Осознанно. По-настоящему. С любовью.