Смотрела на днях "Здравствуйте, товарищи!". Один из сюжетов был посвящен молодому поколению. А именно (und zwar как говорят немцы) мыслительным способностям юной поросли. Ограниченность интересов, клиповое мышление, неспособность сосредоточиться, оперативная память рыбки-гуппи. Нет, я все понимаю. Во все времена было одно и то же, и от наличия смартфонов это не зависит. Всегда старшее поколение было разочаровано в младшем. И сто лет назад, и тысячу лет назад говорили, что молодежь глупая и ни на что не способна. Во все века процентное соотношение людей, скажем мягко, чтобы никого не оскорбить, способных к творчеству, к критическому мышлению, людей-созидателей и тех, кто довольствуется удовлетворением самых базовых потребностей, всегда было примерно одинаковым. Я бы сказала: процентное соотношение тех, кто видит мир как целостный организм и себя частью этого мира, и тех, для кого мир - большая кормушка. Если еще проще: клетки здоровые и клетки раковые. Клетка здоровая работает на весь организм, жертвует собой ради выживания этого организма, а раковая клетка работает только на себя в ущерб организму и в конце концов организм разрушает. Вероятно, то же процентное соотношение существует и среди молодежи. Есть определенный процент тех, кто испытывает потребность учиться и созидать, а есть немалый процент тех, кто жаждет только развлекаться. И самоутверждаться.
Можно конечно обозвать меня брюзгой и занудой, которая следует примеру всех предшествующих зануд, но я, увы, вынуждена признать, что среди моих учеников стало гораздо больше тех, кто подпадает под вышеописанное, то есть, клиповое мышление, крошечная оперативная память, неспособность сосредоточиться, но я имею привычку высказываться только на основе собственного опыта. Я давно взяла за правило: если своими глазами не видела, следовательно, сомневайся. Да и собственные глаза могут обмануть.
Итак, по роду своей деятельности я как раз имею дело с тем самым поколением, о котором идет речь. И что хочу сказать: увы, доля истины во всем сказанном есть. Если раньше я могла точно сказать, что неудачи учащегося происходят исключительно по причине лени и неорганизованности, то теперь я ясно вижу эту неспособность сфокусироваться, сосредоточиться, удержать внимание. Первый раз я столкнулась с неспособностью удержать внимание несколько лет назад. Это была первая школьница с такой проблемой. Ее можно смело сравнить с той синей рыбкой из мультфильма "В поисках Немо". Один к одному.
Я была в некотором смятении, ибо разное повидала, и тугодумов, и лентяев, и пофигистов, и истериков, но вот чтоб такое! Потом попадались уже лентяи обыкновенные, у которых с головой было все в порядке, но отсутствовала мотивация вообще чему-нибудь учиться. Они были как тот кот опять же из мультика: "А зачем? Нас и здесь неплохо кормят".
Затем опять пришла девочка с дефицитом внимания. О ней я как-то писала. Это та, которая ходила за ручку с другой девочкой, но очень похожей на мальчика, и тайком читала про "запретную" лубофф. Ну про ту, которая объявлена экстремистской. К счастью, быстро поумнела, и теперь я ее вижу время от времени в автобусе в компании настоящего мальчика. Но школу она бросила и пошла в немецкий аналог ПТУ. Зато мама привела ко мне ее младшего брата. У этого с головой и вниманием полный порядок. Но есть проблема крайней избалованности! К тому же, истерик. Из тех детишек, которые могут упасть на пол, кататься и орать: "Мама, купи!" Младший братик прямо заявляет: "Хочу только играть!"
А потом стали появляться представители окраинного народа. И вот там все эти проблемы с памятью, логикой и вниманием расцветают пышным цветом.
Хочется верить, что где-то есть окраинные школьники с хорошей памятью, концентрацией и логикой. Но мне такие не попадались. Создается впечатление, что их мыслительные способности каким-то образом целенаправленно редуцируются. Как будто была проведена намеренная, но очень тонкая работа. Я в этой области не специалист. Не хочу никого обижать, но я, когда слушаю так называемую "соловьиную" мову, мне кажется, что эту редуцирующую работу выполняет как раз этот язык, что этот язык как раз и лишает их разум всех тонкостей восприятия мира, стесывая все сложные узоры. Я, конечно, могу ошибаться. Я вовсе не истина в последней инстанции. Но у меня создалось именно такое впечатление. Чтобы его объяснить, могу привести такую аналогию. Хороший скульптор высекает из мрамора статую с помощью различных инструментов. У подлинного мастера есть набор тонких резцов, шлифовальные камни, еще какие-то приспособления. Тогда из куска мрамора возникает "Давид".
А тот, кто себя не затрудняет постижениями глубин мастерства, может просто взять молоток и лупить по куску мрамора, отбивая куски. И тоже получится подобие человеческой фигуры. И с помощью политтехнологов или так называемых специалистов убедить всех окружающих, что это и есть подлинное искусство. Если вы это искусство не понимаете или оно у вас вызывает отвращение, то вы просто древний и отсталый. Вот то же самое с формированием ума человеческим языком. Русский язык в этом отношении идеальный инструмент, он шлифует ум, обращая его в произведение искусства. Я вовсе не одна такая умная. Кто-то очень хорошо это понимает. Потому и отменяют русский язык на окраинной территории, чтобы вместо ума был просто грубо обтесанный камень. Я иногда как будто слышу звук рубанка, который где-то стесывает лишние нейронные связи в человеческом мозге, лишние извилины и делает этот мозг гладким, как биллиардный шар.
Довольно часто я вижу в автобусе группки окраинных подростков. Они очень шумные, развязные. И говорят на русском. На так называемом русском. Этот русский тоже урезан до словаря Эллочки-Людоедочки. И обильно приправлен нецензурными словами. Тут даже и не знаешь, что лучше: вот такой убогий русский, искалеченный, изуродованный, или более-менее приличная мова.
Я и сама грешна, тоже делаю ошибки, ибо никто не совершенен, и человеку свойственно ошибаться. Я нахожу свои ошибки позже, когда перечитываю статью пару дней спустя. Но в комментах обязательно найдется кто-то, кто меня пнет этой ошибкой. С кайфом, со смаком. А вот тебе, получи. Мне бы очень хотелось, чтобы подобные радетели и борцы за красоту и чистоту языка обращали бы больше внимания на своих юных отпрысков. А я свои ошибки сама исправлю.