Найти в Дзене
Анна Бердникова

Как удержать веру в собственное призвание?

Из рабочего процесса: Я пришла работать в педагогику по призванию двенадцать лет назад. Мне, тогда наивной девочке, казалось, что я оказываюсь причастна к созиданию будущего – ведь я помогаю воспитывать и образовывать тех, кто будет это самое будущее творить - детей. Я не застала легендарной советской системы образования, хотя, когда я пришла несколько учителей старой закалки, начавших свой профессиональный путь еще в конце семидесятых, у нас в школе было. На моей памяти внедрили стандарт ОВЗ, теперь вроде бы признается, что было ошибкой сажать в один класс к нормальным детям ментальных инвалидов. Я пережила внедрение проектной деятельности, когда вдруг без доплат и добавленных часов стало нужно каждую школу сделать филиалом исследовательского университета на минималках. Потом и от этого отказались. Оставили проект в старших классах, многие школы список тем составляют и каждый год создают вариации на тему для аттестатов учеников. Сами работы никто не делает. Сейчас у нас в школе новая

Из рабочего процесса:

Я пришла работать в педагогику по призванию двенадцать лет назад. Мне, тогда наивной девочке, казалось, что я оказываюсь причастна к созиданию будущего – ведь я помогаю воспитывать и образовывать тех, кто будет это самое будущее творить - детей. Я не застала легендарной советской системы образования, хотя, когда я пришла несколько учителей старой закалки, начавших свой профессиональный путь еще в конце семидесятых, у нас в школе было.
На моей памяти внедрили стандарт ОВЗ, теперь вроде бы признается, что было ошибкой сажать в один класс к нормальным детям ментальных инвалидов. Я пережила внедрение проектной деятельности, когда вдруг без доплат и добавленных часов стало нужно каждую школу сделать филиалом исследовательского университета на минималках. Потом и от этого отказались. Оставили проект в старших классах, многие школы список тем составляют и каждый год создают вариации на тему для аттестатов учеников. Сами работы никто не делает.
Сейчас у нас в школе новая напасть – гуманизация образования. Теперь к нам постоянно едут гуру разного разлива, учат, учат, учат. Иногда посмотришь, сколько отработал учитель учителей в школе, а там пшик – ни дня, зато знает, как все можно и нужно организовать. Вот недавно был семинар от сына известного папы, сидела, слушала и думала, если бы у меня был такой известный папа, я бы тоже сейчас семинары международные вела, а не ломалась на полторы ставки в школе. У сына своего папы ни харизмы, ни авторитета, ни примеров актуальных. Но вынь да положь, должно быть определенное количество участников от каждой школы района, местное министерство за это заплатило…Знаний не прибавляется, время отнимается. Наверняка пройдет и «гуманизация» (масло масляное), где сил взять на то, чтобы это пережить?
Мне кажется, что ответ на Ваш финальный вопрос Вы даете сами в самом начале своего сообщения. Ресурсом становится нахождение смысла в своей деятельности там, где вы находитесь. Когда пропадает смысл – рушится все.

В условиях заорганизованности, которые сегодня переживает современная школа, сложно находить актуальные содержательные смыслы непосредственно для себя. Но если этого не делать, то выхолащивается и рушится абсолютно все, все становится рутиной и формальностью. Поэтому так важно, чтобы Вы находили для себя что-то неформальное, глубокое, трогающее струны именно Вашей души. Вы начинали говорить о призвании. Сейчас тема призвания в педагогике опошлена и осмеяна. Чем еще привлекает Вас Ваша деятельность, что побуждает Вас вставать по утрам идти туда, где Вы работаете?

Возможно, это отношения с детьми: находясь рядом с юными, сам себя начинаешь ощущать моложе. Вы наверняка замечали, при таком педагогическом стаже, что учителя разных предметов имеют свою специфику, когда собираются большими группами, на тех же курсах повышения квалификации. Учителя начальных классов отличаются от филологов, а те в свою очередь от математиков…

Возможно, это удовольствие, которое возникает, когда видите понимание в детских глазах, и радость этого самого понимания, и Вы к этому причастны, Вы помогли этой радости познания состояться.

Если говорить о мотивационных стратегиях, то стратегия «Дарить смысл», на мой взгляд, одна из самых мощных. Учитель часто это делает для своих учеников, почему бы не позаботиться в этом отношении и о себе?

Что касается бессмысленных курсов повышения квалификации, к сожалению, их много, и довольно часто их ведут люди, не озадаченные своим уровнем квалификации, превращая важное и полезное мероприятие в фикцию. Бесполезных вещей стоит избегать в рамках заботы о себе. Если избежать не получается, попробовать найти что-то полезное, пусть не в мейнстриме события, в какой-то боковой ветви, но все же. Например, не получилось отвертеться от семинара сына своего отца, подумайте, что из него можно взять? Наверняка сам этот семинар может стать примером преемственности и межпоколенческой связи: содержательно вышло не очень, но какая форма, какой показатель заботы отца о сыне – передать идею, а может быть, и целую педагогическую империю и не просто поставить сына во главе, но и закрепить его там. Добиться того, что региональные министерства подписывают контракты – это замечательный пример внутрисемейной заботы, пригодится для иллюстрации какого-либо педагогического процесса.

И обязательно самостоятельно искать свой путь самообразования. Тогда система уравновесится для Вас.

Анна Бердникова