Знаете, читая очередные новости про АвтоВАЗ я уже ничему не удивляюсь. Однако не так давно я увидел новость, сколько собираться влить денег на данное предприятие.
И вопросов бы не было, если бы машины осовременивались, получали новые опции и системы и т.п. Однако ничего нового нет, а то, что европейцы собрали с собой, мы только сейчас начинаем заменять. Безусловно это странно, но давайте чуть детальнее.
2025 год — 818 миллиардов, 2026 — 1,14 триллиона, 2027 — 1,38 триллиона. Куда уходят эти деньги? И почему, несмотря на астрономические суммы, россияне всё чаще поворачиваются спиной к отечественному автопрому?
Льготы для избранных
Официально — благое начинание. Семьи с детьми, врачи, учителя, участники СВО получают право на 20% скидку при покупке автомобиля. Реальность же жестока и цинична. Из представленных моделей, формально участвующих в программе большинство это Lada разных.
Остальные — китайские бренды, которые либо недоступны в большинстве регионов, либо предлагаются по завышенным ценам. "Выбор без выбора" — так характеризуют эту ситуацию автоэксперты. Но настоящая проблема начинается, когда льготник приходит в салон.
Кредитная ловушка
Математика, достойная учебников по черной магии. Вы получаете заветные 20% скидки... но только при оформлении кредита под 26% годовых. На практике это означает: при покупке Lada Vesta за 1,8 миллиона рублей (со скидкой — 1,44 млн) за 5 лет вы переплатите около 1,2 миллиона.
И это ещё не всё! Дилеры в обязательном порядке навязывают "дополнительные услуги" — от "защитного покрытия кузова» до "расширенной гарантии". В итоге экономия превращается в фикцию, а покупатель оказывается в долговой яме.
Особая история, Дальний Восток с его 25% льготой. Казалось бы, рай для автолюбителей? Но посетите любой салон в Хабаровске или Владивостоке, они пустуют.
Причина проста: даже со скидкой Lada оказывается дороже подержанных японских иномарок, которые к тому же адаптированы к местным условиям. "Запчасти на ту же Toyota Mark II идут 3 дня из Японии, а на новую Lada Granta — 3 недели из центральной России", — рассказывает местный автомеханик Сергей. Результат? В 2023 году на Дальнем Востоке продали в 7 раз меньше новых Lada, чем в 2021-м.
Забытый склад новеньких "Лад"
Склады АвтоВАЗа сегодня напоминают сюрреалистичную инсталляцию. Ряды новеньких, но никому не нужных автомобилей.
По данным инсайдеров, на конец 2023 года в ожидании покупателей скопилось около 500 тысяч машин. Особенно удручает судьба "новинок" — Lada Vesta NG.
Первая — это фактически старая Vesta с новым пластиком. Цены при этом растут как на дрожжах: базовая Granta подорожала за год на 40%, перевалив за миллион рублей. За эти деньги в Казахстане, например, можно купить свежий Kia Cerato с полноценной комплектацией.
Где оседают триллионы
1,38 триллиона рублей — столько АвтоВАЗ запросил у государства на 2027 год. Для понимания: это 1/8 всего российского бюджета на здравоохранение! Куда пойдут эти деньги?
Официально, на "модернизацию производства". Но те, кто бывал на заводе в последние годы, рассказывают печальную правду: большинство оборудования не менялось с 2000-х.
Новые линии закупаются по завышенным ценам у "дружественных" поставщиков, а квалифицированные кадры бегут с предприятия как с тонущего корабля. При этом зарплата топ-менеджеров за последний год выросла в среднем на 65%. А может даже и больше.
Точка невозврата: что дальше?
Ситуация напоминает историю с американским Detroit — городом, который загнулся вместе со своим автопромом. Бесконечные вливания лишь отсрочивают агонию, но не решают системных проблем: устаревшая модель управления, отсутствие реальной конкуренции, пренебрежение к потребителю.
Каждый рубль господдержки сегодня — это украденная возможность развития альтернативных производств. Возможно, пришло время не спасать АвтоВАЗ, а дать ему закрыться. Освободив место для новых, современных предприятий?
P.S. Когда в следующий раз услышите о "поддержке отечественного автопрома", задайте себе простой вопрос.
Почему в 1960-х СССР мог создавать автомобили, которые конкурировали с западными, а сегодня мы вынуждены покупать перелицованный китайский ширпотреб по цене Mercedes? Ответ, как всегда, лежит не в цехах, а в кабинетах...