В качестве предисловия к статье о вёхе хочу подчеркнуть пару моментов.
1. В начале статьи много «весенней» лирики, поскольку писал текст апреле, сейчас это, наверное не очень уместно, тем не менее решил текст оставить.
2. Вёх - ядовитое растение без разного рода условностей и все медицинское и около медицинское использование растения в тексте привожу, как занимательную этноботаническую информацию и по большей части как пережиток. Убедительно не рекомендую использовать вёх в каких-бы то ни было целях, а встретив его в природе, пройти мимо.
Приходит весна, и наконец талая листва парков и садов разряжается зелеными побегами.
Первые запахи весны охмеляют голову, а сочные первоцветы ласкают взгляды, призывая скорее забыть грязный снег и затянувшееся молчание зимы.
Если в парках и садах пробуждение природы можно оценить воочию, то до лесных низин или пойменных участков добраться помешает половодье. А какая там в это время красота! Сутками не смолкает птичий гомон. Над водой появляются раскидистые кусты калужниц, а прибрежную жижу пронзают сочные стрелы белокрыльника и рогоза. Сквозь взбаламученную толщу воды прибрежной зоны еле-еле просматривается темное дно водоема, и если бы не странные белые шары, раскиданные вдоль всей литорали — словно намеренно подсвечивающие темные участки пучины, — дно было бы совсем не разглядеть.
Шары, кстати, шарами останутся не навсегда — в самом ближайшем будущем они прорастут и явят свету одно из самых ядовитых растений средней полосы — цикуту, или вёх ядовитый.
По одной из версий, родовое название растения Cicuta происходит от греческого слова «cyein», означающего «пустой», что связывают с полыми камерами корневища растения. Русское название вёх имеет сложную и древнюю этимологию, поэтому достоверно сказать, как и почему растение названо именно так, сложно. В копилке версий есть и «веха» — сноп сжатых злаков у древних славян; есть и «веха», означающая вертикальную форму, стремящуюся от земли к небу; есть и украинские легенды.
Вёх и смертельную опасность, исходящую от него, в народе хорошо знали. Растение называли бехом, вехом, вьёхом, головоломом, водяным омегом, ядовитым омегом, омежной травой, вомигой, водяным болиголовом, водяным омегом, вяхой, гориголовой, горным омегом, изгоном, кошачьей петрушкой, крикуном, мутником, омиком, свиной вешью, собачьим дягилем, ядовитой бешеницей, водяной бешеницей, вонючей травой, животной скорбью, морковником, зубровой травой, бодягой и волчьим молоком.
Обычно ядовитый вёх входит в состав мелководной прибрежной растительности береговых полос пресных водоемов (рек, озер, старых прудов) и болотистых лугов. Зачастую спутниками растения являются: тростник, камыш, частуха, сабельник, манник, белокрыльник, поручейник и омежник.
Лучше всего цикута развивается в береговой полосе водоемов с топким грунтом из вязкого торфа — в таких условиях растение достигает до 1,5 м в высоту.
При продольном разрезе корневища цикуты в нем можно обнаружить тонкие поперечные перегородки, разделяющие его на отдельные полости (камеры), наполненные желтоватым соком.
Корневище вёха обычно выступает над поверхностью почвы и легко выдёргивается из влажной почвы; весной лежит почти на поверхности почвы.
От корневища отходят мелкие и тонкие многочисленные корни.
Аромат корневища вёха сладкий, слегка одуряющий, напоминающий запах съедобных зонтичных: сельдерея, пастернака, моркови или петрушки.
Опыляется цикута короткохоботными насекомыми и жуками.
К сожалению, детально определить, где и когда берет свое начало народное использование ядовитого вёха, практически невозможно. Виной этому — путаница (устраненная лишь с приходом единой систематики) между водным омежником, ядовитым вёхом и пятнистым болиголовом — растениями, объективно схожими между собой для посетителей природы, не углубляющихся в ее детали.
Научная медицина вёх не применяет, зато народная, несмотря на смертельную опасность, исходящую от растения, умудрилась цикуту все-таки использовать. Хочется еще раз особо подчеркнуть, что любое применение цикуты, приведенное ниже в рамках народного использования, дано в качестве этномедицинских данных и не подразумевает реальное взаимодействие с растением, которое реально может стоить жизни.
В народе вёх использовали в основном как наружное средство в виде мазей и настоек при хронических сыпях, язвах, ревматизме и воспалении седалищного нерва. В старину растение якобы употреблялось внутрь при скрофулёзе и судорожном кашле, наружно — в виде припарок и мазей при подагрических и ревматических болях, затвердении желез.
Соком цикуты пытались рассасывать бельмо на глазу, вытяжкой из травы с корнем делали промывание матки, а корневище, распаренное в молоке, прикладывали к раковым опухолям.
Совсем уж колдовским способом пытались вылечиться от простуды, подкладывая кусочек цикуты в обувь.
Спиртовая настойка на вёхе использовалась от болей в мочевом пузыре и хронических женских болезнях, а также от холеры и болезней уха.
Плоды вёха применяли при пояснично-крестцовом радикулите (ишиасе).
Как и большинство других ядовитых растений, вёх утащила к себе в «лукарства» гомеопатия, определив растение для использования при лечении эпилепсии, при столбнячных судорогах, против мигрени, при головокружении и недомогании, вызванном глистами.
В быту цикуту использовали в качестве инсектицида, применяя против листоедов, личинок пилильщика и прочих садовых вредителей.