Найти в Дзене

Заключение, выполнение и перезаключение договоренностей

Оглавление
Договороспособность проявляется не только в желании договариваться, но и в конкретных навыках. Это ваше умение ясно и четко определять условия, неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства и, что не менее важно, гибко реагировать на изменения обстоятельств, если таковые возникают.
Договороспособность проявляется не только в желании договариваться, но и в конкретных навыках. Это ваше умение ясно и четко определять условия, неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства и, что не менее важно, гибко реагировать на изменения обстоятельств, если таковые возникают.

Умение заключать четкие договоренности.
Прежде чем согласиться на что-либо, убедитесь, что вы и другая сторона одинаково понимаете все существенные условия: что конкретно должно быть сделано, в какие сроки, с каким качеством, за какую плату, кто за что отвечает. Не оставляйте места для двусмысленности или "подразумеваемых" ожиданий.

Ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Если вы о чем-то договорились, это становится вашим обязательством. Ваша репутация напрямую зависит от того, насколько вы держите слово. Старайтесь всегда выполнять обещанное, даже если это требует дополнительных усилий.

Гибкость и готовность к перезаключению договоренностей при необходимости (форс-мажоры).
Жизнь непредсказуема, и иногда возникают обстоятельства, которые объективно мешают выполнить первоначальные договоренности (форс-мажор). В таких ситуациях важно не прятать голову в песок, а проявить гибкость.
Ключевой момент: немедленно сообщите другой стороне о возникшей проблеме. Не ждите, что "само рассосется".
Объясните ситуацию, принесите извинения за возможные неудобства и предложите варианты решения: перенос сроков, изменение условий, компенсацию (если это уместно).
Важно взять на себя ответственность за то, чтобы передоговориться, а не просто поставить другую сторону перед фактом.

Пример с опозданием: Как договороспособный человек решает ситуацию.
Пример: дизайнер едет на встречу в 10 утра, но трамвай, в котором он ехал, встал. Он понимает, что опаздывает.
Недоговороспособный человек может начать нервничать, надеяться, что трамвай скоро поедет, или просто приехать с опозданием, буркнув извинения (а то и вовсе без них, считая, что это не его вина).
Договороспособный человек, поняв в 9:20, что опаздывает, немедленно свяжется с клиентом, сообщит о ситуации, извинится и уточнит, удобно ли клиенту будет подождать или лучше перенести встречу. Он держит ситуацию под контролем и проявляет уважение к времени другого человека.

Конечно, если опоздания становятся регулярными, это уже ставит под сомнение общую организованность и надежность человека, даже если он каждый раз извиняется. Договороспособность предполагает не только умение разруливать форс-мажоры, но и стремление их минимизировать.
Управление ожиданиями и обязательствами – это искусство, требующее внимания, ответственности и коммуникативных навыков. Но овладев им, вы значительно упростите себе жизнь и заслужите репутацию надежного и профессионального человека.

Вопросы для саморефлексии:

  • Вспомните недавнюю ситуацию, когда вам пришлось заключать важную договоренность. Насколько четко были определены все условия? Были ли какие-то "серые зоны", которые могли привести к недопониманию?
  • Как вы обычно реагируете, если понимаете, что не можете выполнить взятое на себя обязательство в срок или в полном объеме? Какие шаги предпринимаете?
  • Насколько легко вам инициировать разговор о перезаключении договоренности, если изменились обстоятельства? Какие эмоции вы при этом испытываете?

Практические упражнения

Упражнение "Анализ моих прошлых договоренностей: Что можно было сделать лучше?"

Цель: Извлечь уроки из прошлого опыта заключения и выполнения договоренностей.

Инструкция: Вспомните 2-3 ситуации из вашего прошлого (профессионального или личного), связанные с договоренностями, где что-то пошло не так или возникли трудности. Для каждой ситуации письменно ответьте на вопросы:
• В чем заключалась суть договоренности?
• Насколько четко были определены условия?
• Что послужило причиной проблемы или сбоя? (Например, недопонимание, изменившиеся обстоятельства, чья-то безответственность).
• Как я действовал(а) в этой ситуации?
• Что можно было бы сделать иначе, чтобы избежать проблемы или минимизировать ее последствия?
• Какой главный урок я извлек(ла) из этой ситуации?

Ожидаемый результат: Осознание типичных ошибок или слабых мест в вашем подходе к договоренностям. Формирование более эффективных стратегий поведения на будущее.

Ролевая игра "Переговоры о перезаключении соглашения"

Цель: Отработать навыки конструктивного ведения переговоров при необходимости изменить условия ранее достигнутой договоренности.

Инструкция: Если у вас есть партнер для этого упражнения (друг, коллега), разыграйте следующую ситуацию (или придумайте свою, актуальную для вас): Вы договорились с партнером (клиентом, подрядчиком) о выполнении определенной работы к конкретному сроку. Однако из-за непредвиденных обстоятельств (например, болезнь, технические проблемы, изменение внешних условий) вы понимаете, что не сможете уложиться в срок или выполнить работу в первоначальном объеме.
Ваша задача – провести переговоры с партнером, объяснить ситуацию, предложить варианты решения и прийти к новому, взаимоприемлемому соглашению. Если партнера нет, проиграйте эту ситуацию мысленно или запишите свой предполагаемый диалог на бумаге, стараясь предусмотреть возможные реакции другой стороны.
Обратите внимание на то, как вы формулируете проблему, какие аргументы приводите, какие решения предлагаете, как реагируете на возражения.

Ожидаемый результат: Повышение уверенности и компетентности в ведении сложных переговоров, связанных с изменением договоренностей. Отработка навыков эмпатии, аргументации и поиска компромиссов.

Мастерство заключения, выполнения и гибкого перезаключения договоренностей – это не просто формальность, а важный элемент построения доверительных и долгосрочных отношений, которые являются основой любого успешного дела.

Автор статьи

Альберт Сафин - психолог (ВЕИП), коуч (ICF, IAGC), писатель («Игры с разумом», «Воспитание разума», «Ныть или жить», «Код жизни»), автор канала с уроками по практической психологии (более 515.000 подписчиков: http://youtube.com/user/seodrum), бизнес-тренер, автор и ведущий курса развития стратегического мышления QCIC - живое обучение с практикой в Санкт-Петербурге и Москве (qcic.ru), создатель тренажера переговорных навыков «Защитись! Договорись! Насладись! PRO».

Telegram: https://t.me/safin4 (Общение, новости, анонсы событий)
Сайт с уроками:
https://qcic.ru/katalog (Все уроки в открытом доступе)
Очный курс (Москва, СПб):
https://qcic.ru (Живое обучение с практикой)
Уроки в текстовом формате:
https://www.litres.ru/author/albert-rauisovich-safin/