Найти в Дзене
Генетика для всех

А работать кто будет?

Вот вам очередная статья из серии "От вакцины до искусственных антител". Начало: Напомню, что последняя публикация оставила нас в далёком 1907 году. Росс Гранвилл Харрисон уже научил нейроны выживать и функционировать за пределами организма. Иммунологам остаётся проделать такой же фокус с клетками, создающими антитела против опасных инфекций. И тогда - знай закупай побольше лабораторной посуды ("жилищ" для клеточных культур - новых тружеников сывороточного производства, пришедших на смену коровам и лошадям), а средства, сэкономленные на строительстве ферм и конюшен, трать на научные исследования. Вот это перспективы! И только одно мешает тут же начать осуществлять задуманное - полное отсутствие информации о том, кого переселять в чашки Петри. Никто ещё пока не знает, какие именно клетки производят антитела. Где же эти клетки искать? Конечно, в крови, ведь их продукты, антитоксины-антитела, именно там ранее были обнаружены. В принципе, круг поиска не так уж и широк. К началу ХХ века

Вот вам очередная статья из серии "От вакцины до искусственных антител". Начало:

Напомню, что последняя публикация оставила нас в далёком 1907 году. Росс Гранвилл Харрисон уже научил нейроны выживать и функционировать за пределами организма. Иммунологам остаётся проделать такой же фокус с клетками, создающими антитела против опасных инфекций. И тогда - знай закупай побольше лабораторной посуды ("жилищ" для клеточных культур - новых тружеников сывороточного производства, пришедших на смену коровам и лошадям), а средства, сэкономленные на строительстве ферм и конюшен, трать на научные исследования. Вот это перспективы! И только одно мешает тут же начать осуществлять задуманное - полное отсутствие информации о том, кого переселять в чашки Петри. Никто ещё пока не знает, какие именно клетки производят антитела.

Где же эти клетки искать? Конечно, в крови, ведь их продукты, антитоксины-антитела, именно там ранее были обнаружены.

В принципе, круг поиска не так уж и широк. К началу ХХ века науке уже известны все три типа клеток крови.

I. Эритроциты открыты ещё в 1674 году голландцем Антони ван Левенгуком, любителем рассматривать в свою только что купленную игрушку (микроскоп) всё, на что только упадёт его взгляд.

Левенгук так, между делом, помимо эритроцитов открыл ещё и множество разнообразных простейших ("анимункулов" - маленьких зверушек, как он их называл), и бактерии, и сперматозоиды

К концу ХIX века стало понятно и то, что эритроциты заняты транспортировкой по организму кислорода и углекислого газа. Вряд ли у них есть ещё время и ресурсы для выработки антител.

II. Тромбоциты. Эти клетки в 1882 году обнаружил итальянец Джулио Биццоцеро. Он же заметил их скопление в местах образования закрывающих раны тромбов и доказал, что именно кровяные пластинки отвечают за этот процесс. В общем, и тромбоцитам не до "вытачивания снарядов на оборонном иммунном предприятии", не до антител.

III. Остаются лейкоциты. Их в том же 1882 году, когда и Биццоцеро тромбоциты, открыл Илья Мечников, изучая процессы, происходящие в прозрачных телах личинок морских звёзд. Илья Ильич обнаруживает множество клеток, похожих на амёб, толпящихся вокруг шипа розы, который пытливый учёный воткнул в подопытный организм. Амёбообразные клетки - это и есть лейкоциты. Они занимаются пожиранием источников инфекции - фагоцитозом, так этот процесс назвал Мечников.

И что же? Список претендентов на роль создателей антител исчерпан, а тот, кому можно было бы поручить их синтез в лаборатории, так и не найден? Не спешим. Чуть позже, в начале ХХ века, помимо амёбообразных лейкоцитов (фагоцитов) обнаруживаются ещё и округлые лейкоциты - лимфоциты. Кроме того, выясняется, что лимфоцитов несколько типов: открыты Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Чем они отличаются друг от друга можно прочитать здесь:

К этому времени также замечено, что лимфоцитов всегда полно там, где активно работают их собратья фагоциты. Однако пока фагоциты сражаются с инфекцией, изо всех сил удушая бактерии и вирусы своими ложноножками в крепких объятиях, лимфоциты просто стоят в сторонке.

"Лимфоциты - это флегматичные наблюдатели бурной активности фагоцитов"

- вот так иронично отозвался об этих клетках американский патологоанатом Арнольд Рич.

Лимфоциты - бездельники? Мало кто поверит в нерачительность природы, понаделавшей бесполезных тунеядцев. Не поверил и Джеймс Мерфи из американского Рокфеллеровского института медицинских исследований. Ощущение, что он прямо-таки обиделся на несправедливое отношение к лимфоцитам, потому что двенадцать (двенадцать!) научных статей с обоснованием того, что именно лимфоциты ответственны за устойчивость к заразным болезням и за отторжение трансплантатов, опубликованные этим учёным с 1911 по 1926 годы, - это страсть, а не работа для галочки.

А в 1948 году шведка Астрид Фагреус показала, что чем больше в пробе крови плазматических клеток (в эти клетки реинкарнируются лимфоциты В-типа), тем больше в ней и антител. Стало быть, антитела вырабатываются В-лимфоцитами после трансформации последних в плазматические клетки.

Ура! Ну наконец-то их нашли! Нашли тех, кто сделает много-много антител, не требуя крыши над головой и многотонных запасов кормов.

Иммунологи резво берутся создавать колонии плазматических клеток у себя на лабораторных столах, предвкушая скорое и лёгкое получение от них "урожая" антител. И колонии создаются, и "урожай" получается. Но уж как-то очень недолго. Как-то уж очень быстро клеточные культуры умирают естественным образом. На долгосрочную эксплуатацию таких короткожителей рассчитывать не приходится. "А давайте подкормим их гормоном роста!" А давайте. Помогло. Но не так, чтобы уж очень. Пара-тройка недель погоды не сделала.

Очередной тупик? Ничего. И из него будет найден выход.

Почему культуры плазматических клеток жили так разочаровывающе мало, и каким образом учёным удалось справиться и с этой проблемой, читайте в следующих статьях!

Р.s.

Уважаемые читатели, большое спасибо за вашу финансовую поддержку автора. Мне очень приятно!