Парфен Григорьевич Баев… Я уже упоминала о нем в публикации о владельцах первых маслодельных заводов, открытых в населенных пунктах, которые после революции вошли в состав Красногорского района. А между тем он занимался не только промышленной переработкой молока в масло, но и внес весомый вклад в развитие племенного животноводства Красногорья.
Парфен Григорьевич переселился в Сибирь из Пермской губернии в начале 1870-х годов. В 1901 году в Карагайке он открыл небольшой маслодельный завод, производящий 350 пудов масла в год.
Согласно статье«Образцовые крестьянские хозяйства в Томской губернии», опубликованной в 180-м номере газеты «Сибирская жизнь» от 17 августа 1913 года, через несколько лет после налаживания производства масла Баев занялся еще и разведением скота:
«С 1905 г. [Парфен Григорьевич] арендует кабинетскую землю от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. за десятину на 12 лет. Земля находится в 6 верстах от с. Карагайки в лесистой местности алтайского предгорья. В самом селе у Баева имеется 45 десятин пахотной земли. Живет он на арендованном участке, занимаясь там скотоводством.
Рогатого скота имеет 200 голов. Основное занятие – молочное хозяйство и скотоводство. Молоко от своих коров и скупаемое у окрестных арендаторов перерабатывается в количестве до 10000 пуд. на масло в собственном маслодельном заводе. Скот Баева значительно крупнее местного скота. Баев участвовал на нескольких выставках и всегда получал за свой скот высшие награды.
В 1911 г. первый в своей местности осуществил постройку теплого и чистого скотного сарая. Хозяйство Баева является племенным рассадником рогатого скота и лошадей местной породы. Лошадей имеется 67.
На развитие племенного дела агрономическим совещанием испрашивается Баеву пособие в сумму 1000 рублей».
Парфену Григорьевичу и его компаньону, выходцу из Самарской губернии Тимофею Филипповичу Морозову, принадлежал тот самый маслодельный завод в Старой Барде, который со всей обстановкой купила крестьянская артель под руководством Аггея Ефимовича Антонова.
В Карагайке же маслодельный кооператив не выдержал конкуренции с Баевым, о чем сообщал приглашенный для работы в старобардинском кооперативном экспериментальном скотном дворе латвийский животновод Христофор Карлович Грюмберг в разделе «Корреспонденция» журнала «Сибирское сельское хозяйство» за февраль-март 1913 года:
«Дела артели с каждым годом идут все хуже и хуже и в настоящее время она стоит на краю распадения».
21 февраля 1913 года Именным Высочайшим Указом было выделено 75000 рублей из средств Главного Управления Землеустройства и Земледелия на выдачу денежных наград владельцам мелких образцовых хозяйств по случаю 300-летия царствования Дома Романовых.
«В Томской губернии премии были назначены: в 300 рублей – крестьянину Мариинского уезда Тюменевской волости села Тюменева П. Н. Мартынову и крестьянину Барнаульского уезда Федосеевской волости деревни Козловой С. Н. Ефимычеву; в 200 рублей – крестьянину Мариинского уезда Тюхтетской волости поселка Пузановского С. Н. Помигалову (переселенец) и крестьянину Бийского уезда Троицкой волости селения Карагайки П. Г. Баеву».
В «Памятной книжке Томской губернии на 1914 год» Парфену Григорьевичу посвящен 6 пункт раздела «Меры по улучшению животноводства»:
«Рассадником племенного скота в настоящее время является хозяйство Баева, находящееся в Бийском уезде в с. Карагайке. Он имеет 200 голов рогатого скота: 4 быка, 70 дойных коров улучшенного типа и 125 шт. молодняка, 67 лошадей, из коих 3 производителя, 20 маток и 44 жеребенка. Хозяйство, участвуя в выставках, получило серебряную медаль, похвальный лист и денежные премии. Агрономическое совещание возбудило ходатайство перед Департаментом о выдаче Баеву пособия и представило его хозяйство к премии имени Царствующего Дома Романовых за образцовое ведение хозяйства и вскармливание породистых телят».
На момент Всероссийской сельскохозяйственной земельной и городской переписей населения 1917 года Парфену Григорьевичу исполнился 71 год, его супруге Татьяне – 70. С ними проживало двое детей: 25-летний сын Иван и 22-летняя дочь Анна. Еще один сын - 21-летний Ефрем - в графе «взятые по наборам и мобилизации» имел отметку «призван» и отсутствовал дома больше месяца. (Скорее всего, участвовал в Первой мировой войне). И Иван, и Ефрем были грамотными – умели читать и писать. В хозяйстве Баевых числилось 15 лошадей, 58 коров, 30 телят, 6 свиней и 1 ягненок.
«Расстреляли в первые же дни Советской власти без всякого суда», - подытожил судьбу Парфена Григорьевича Баева после революции правнук его родной сестры Агафьи Григорьевны Русаковой. – Завод у него большой был, работало там много людей, очень богатый был - за это и расстреляли».