Найти в Дзене

Взаимосвязь двигательного опыта и речевого развития у детей с нарушениями речи

Авторы: Н. А. Лазуко — учитель-логопед, Р. М. Дегтярева — учитель-логопед ГБОУ СОШ № 296 ОДО Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга Развитие психофизиологической основы речевой деятельности невозможно отделить от двигательного развития. Центры головного мозга, отвечающие за движение, находятся рядом с центрами, отвечающими за речь, поэтому существенную роль в формировании речи ребенка играет развитие моторных функций. Речь развивается через движение, а точнее — вслед за ним. Особенно это актуально в наш век компьютерных технологий, который привел к катастрофическому дефициту движения и активности. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. В онтогенезе у ребенка развивается крупная моторика, которая помогает сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. При обследовании детей с нарушениями речи мы наблюдаем проблемы с координацией, равновесием, ловкостью. Это говорит о том, что, скорее всего, был пропущен какой-то этап в двигатель
Оглавление

Авторы: Н. А. Лазуко учитель-логопед, Р. М. Дегтярева учитель-логопед ГБОУ СОШ 296 ОДО Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Развитие психофизиологической основы речевой деятельности невозможно отделить от двигательного развития. Центры головного мозга, отвечающие за движение, находятся рядом с центрами, отвечающими за речь, поэтому существенную роль в формировании речи ребенка играет развитие моторных функций. Речь развивается через движение, а точнее — вслед за ним. Особенно это актуально в наш век компьютерных технологий, который привел к катастрофическому дефициту движения и активности.

Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. В онтогенезе у ребенка развивается крупная моторика, которая помогает сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. При обследовании детей с нарушениями речи мы наблюдаем проблемы с координацией, равновесием, ловкостью. Это говорит о том, что, скорее всего, был пропущен какой-то этап в двигательном развитии. К сожалению, не все взрослые понимают важность последовательности освоения ребенком двигательных навыков. Например, при ползании у ребенка развиваются участки мозга, отвечающие за навыки ориентации в пространстве.

Для формирования функций крупной моторики полезно использовать ряд упражнений: ползание, шаги, перешагивание, ходьба.

«Перекрестные шаги»

Упражнение выполняется стоя. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаемся локтем колена. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной, и наоборот. Повтор 4—8 раз.

Ходьба по веревке

На полу разложена веревка. Ребенку необходимо пройти по ней без обуви. Упражнение проводится в игровой форме (веревка — это мостик через речку, канатная дорога, бревнышко и т. п.).

Варианты: движение с открытыми глазами; с закрытыми глазами; с перекладыванием мяча (любого предмета) из одной руки в другую; с проговариванием слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок и т. п.

Эти упражнения способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, межполушарных связей.

Упражнение на координацию рук и ног

И. п. — сидя на полу, ноги вытянуты вперед. Поочередно перебирая руками и ногами, двигаемся сначала вперед, потом назад. Следим, чтобы ноги не сгибались в коленях.

1 вариант. И. п. — сидя на полу, руки и ноги вытянуты вперед. Выполняем одновременные движения руками и ногами. Кисти рук опускаем вниз, сгибая в запястьях, носочки вытягиваем. Затем кисти рук поднимаем, носочки тянем на себя.

2 вариант. И. п. — сидя на полу, руки и ноги вытянуты вперед. Выполняем перекрестные движения руками и ногами.

Упражнения на раскрытие грудной клетки, растяжка

«Рыбка»

И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Медленно приподнимаем корпус, руками сзади обхватываем голень. Держим на счет (1, 2, 3).

«Качалка»

И. п. — лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги прямые. Одновременно приподнимаем корпус, ноги и руки. Задерживаемся в этой позе на несколько секунд. Повтор 3—5 раз.

«Солдатик»

И. п. — стоя на коленях. Одновременно поднимаем правую руку и левую ногу. Рука тянется вперед, нога тянется назад (носок вытянут). Затем поднимаем левую руку и правую ногу. Голова приподнята на уровне вытянутой руки.

Упражнения для развития зрительно-моторной координации

И. п. — сидя на стуле или лежа на спине. Возьмите ручку или карандаш. Сядьте напротив ребенка и расположите ручку на расстоянии примерно 30 см от глаз ребенка. Попросить посмотреть на кончик ручки. Медленно водим ручкой справа налево и наоборот. Затем сверху вниз. С каждым упражнением увеличиваем амплитуду. Двигаются только глаза. Голова не должна поворачиваться.

«Пять жемчужин»

Добавьте описание
Добавьте описание
  1. Встаем прямо, руки в стороны на уровне плеч. Держим их параллельно полу всё упражнение. Начинаем вращаться по часовой стрелке вокруг своей оси. 3—5 оборотов.
  2. Ложимся на спину, руки вдоль туловища. Максимально выдыхаем. На глубоком плавном вдохе поднимаем голову и ноги вверх, стараясь не отрывать от пола плечи и таз и не сгибать колени. Затем на плавном выдохе возвращаемся в исходное положение.
  3. Встаем на колени, ноги параллельно друг другу. Колени должны быть на ширине таза. Руки вдоль тела, ладони — на задней поверхности бедра. Наклоняем голову вперед, касаясь подбородком груди. Максимально выдыхаем. Глубоко и плавно вдыхаем, одновременно откидываем голову назад и прогибаемся. Стараемся максимально выпятить грудь, слегка опираемся руками на бедра. На таком же выдохе возвращаемся в исходное положение.
  4. Садимся на пол, выпрямляем ноги и спину. Ступни должны быть на ширине плеч, ладони кладем на пол так, чтобы сомкнутые пальцы располагались параллельно телу. Выдыхаем и голову наклоняем вперед к груди. На вдохе запрокидываем голову максимально назад и поднимаем вверх туловище. Мы должны оказаться в горизонтальном положении, опираясь на прямые руки и ноги под прямым углом. Стараемся на несколько секунд напрячь все мышцы и задержаться в такой позе, затем на выдохе возвращаемся в положение сидя.
  5. Встаем в упор лежа на руках, прогибаемся. Ладони и ступни чуть шире плеч. Коленями не касаемся пола. Запрокидываем голову и выдыхаем. Вместе с вдохом поднимаем таз и переходим в позу, образующую угол. Голову прижимаем к груди. Стараемся держать ноги прямо, спина и руки должны находиться на одной прямой. Затем на выдохе снова возвращаемся в первую позицию.

Игры с мячом

• Преимущества применения мяча в работе с детьми:

• не требует длительной подготовки;

• освобождает детей от утомительной неподвижности на занятии;

• развивает мелкую и общую моторику;

• формирует произвольное внимание, разгружает нервную систему и дарит массу радостных эмоций.

Примечание. Постепенное усложнение действий с мячом — от простых (броски, ловля, отбивание) к сложным (бросок с хлопком, отбивание с хлопком, бросок через пол, бросок через ногу, отбивание правой рукой, отбивание левой рукой). Затем вводится речевой материал.

Игры на внимание

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Каждый ребенок должен выполнять движения соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом» об пол; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны.

«Снежные фигуры»

Цель: развитие произвольного внимания.

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

«Новый домик!»

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка (обручи).

Каждый ребенок по команде взрослого «На прогулку!» начинает движение. По команде «Новый домик!» дети разбегаются по новым местам, оказываясь в новом кружке.

Пальчиковые упражнения

Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Кулак ребро ладонь»

Добавьте описание
Добавьте описание

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

«Колечки»

Добавьте описание
Добавьте описание

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом порядке — от указательного пальца к мизинцу и в обратном — от мизинца. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем — двумя одновременно.

«Лезгинка»

Добавьте описание
Добавьте описание

Левую руку сжать в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение рук. Повторить 6—8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

«Лягушка», или «Фонарики»

Добавьте описание
Добавьте описание

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая — ладонью на плоскости стола. Одновременно менять положение рук. Потом усложнение — смена движений через хлопок.

«Зайчик — коза петух»

Добавьте описание
Добавьте описание

«Зайчик» указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. «Коза» — указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. «Петух» — ладонь вверх, указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Поочередно менять положение пальцев.

Дыхательные упражнения

Цель — активизация работы стволовых отделов мозга.

«Курочки». «Курочки спят» — ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. «Курочки хлопают крыльями» — ребенок похлопывает себя по коленкам и на выдохе говорит: «Тах-тах-тах!» После этого поднять вверх руки и сделать глубокий вдох.

«Лягушонок». Слегка присев и сделав при этом вдох, прыгнуть вперед (как бы на другую болотную кочку). Приземлившись, на выдохе ребенок должен громко и сильно квакнуть.

«Сильный дровосек». На вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор. На выдохе вытянутые руки резко опустить вниз между ног, согнувшись в тазу. Ребенок будто бы рубит дрова, говоря на выдохе: «Бах!»

«Гуси полетели». Ребенок медленно и размеренно ходит по комнате, на вдохе плавно поднимая руки как крылья, а на выдохе резко опуская и громко произнося: «Га-а-а!»

«Кипящая каша». И. п. — сидя, одна рука ладонью на груди, другая — на животе. Вдох, и на выдохе дополнительно продолжительно произносить: «Ф-ф-ф!» (будто пар выходит).

Представленные упражнения составляют комплекс нейропсихологической коррекции.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Литература

  1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966.
  2. Крупенчук О. И., Витязева О. В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. — СПб.: Литера, 2019.
  3. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2017.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. — М.: Генезис, 2017.