Авторы: Н. А. Лазуко — учитель-логопед, Р. М. Дегтярева — учитель-логопед ГБОУ СОШ № 296 ОДО Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга
Развитие психофизиологической основы речевой деятельности невозможно отделить от двигательного развития. Центры головного мозга, отвечающие за движение, находятся рядом с центрами, отвечающими за речь, поэтому существенную роль в формировании речи ребенка играет развитие моторных функций. Речь развивается через движение, а точнее — вслед за ним. Особенно это актуально в наш век компьютерных технологий, который привел к катастрофическому дефициту движения и активности.
Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. В онтогенезе у ребенка развивается крупная моторика, которая помогает сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. При обследовании детей с нарушениями речи мы наблюдаем проблемы с координацией, равновесием, ловкостью. Это говорит о том, что, скорее всего, был пропущен какой-то этап в двигательном развитии. К сожалению, не все взрослые понимают важность последовательности освоения ребенком двигательных навыков. Например, при ползании у ребенка развиваются участки мозга, отвечающие за навыки ориентации в пространстве.
Для формирования функций крупной моторики полезно использовать ряд упражнений: ползание, шаги, перешагивание, ходьба.
«Перекрестные шаги»
Упражнение выполняется стоя. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаемся локтем колена. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной, и наоборот. Повтор 4—8 раз.
Ходьба по веревке
На полу разложена веревка. Ребенку необходимо пройти по ней без обуви. Упражнение проводится в игровой форме (веревка — это мостик через речку, канатная дорога, бревнышко и т. п.).
Варианты: движение с открытыми глазами; с закрытыми глазами; с перекладыванием мяча (любого предмета) из одной руки в другую; с проговариванием слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок и т. п.
Эти упражнения способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, межполушарных связей.
Упражнение на координацию рук и ног
И. п. — сидя на полу, ноги вытянуты вперед. Поочередно перебирая руками и ногами, двигаемся сначала вперед, потом назад. Следим, чтобы ноги не сгибались в коленях.
1 вариант. И. п. — сидя на полу, руки и ноги вытянуты вперед. Выполняем одновременные движения руками и ногами. Кисти рук опускаем вниз, сгибая в запястьях, носочки вытягиваем. Затем кисти рук поднимаем, носочки тянем на себя.
2 вариант. И. п. — сидя на полу, руки и ноги вытянуты вперед. Выполняем перекрестные движения руками и ногами.
Упражнения на раскрытие грудной клетки, растяжка
«Рыбка»
И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Медленно приподнимаем корпус, руками сзади обхватываем голень. Держим на счет (1, 2, 3).
«Качалка»
И. п. — лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги прямые. Одновременно приподнимаем корпус, ноги и руки. Задерживаемся в этой позе на несколько секунд. Повтор 3—5 раз.
«Солдатик»
И. п. — стоя на коленях. Одновременно поднимаем правую руку и левую ногу. Рука тянется вперед, нога тянется назад (носок вытянут). Затем поднимаем левую руку и правую ногу. Голова приподнята на уровне вытянутой руки.
Упражнения для развития зрительно-моторной координации
И. п. — сидя на стуле или лежа на спине. Возьмите ручку или карандаш. Сядьте напротив ребенка и расположите ручку на расстоянии примерно 30 см от глаз ребенка. Попросить посмотреть на кончик ручки. Медленно водим ручкой справа налево и наоборот. Затем сверху вниз. С каждым упражнением увеличиваем амплитуду. Двигаются только глаза. Голова не должна поворачиваться.
«Пять жемчужин»
- Встаем прямо, руки в стороны на уровне плеч. Держим их параллельно полу всё упражнение. Начинаем вращаться по часовой стрелке вокруг своей оси. 3—5 оборотов.
- Ложимся на спину, руки вдоль туловища. Максимально выдыхаем. На глубоком плавном вдохе поднимаем голову и ноги вверх, стараясь не отрывать от пола плечи и таз и не сгибать колени. Затем на плавном выдохе возвращаемся в исходное положение.
- Встаем на колени, ноги параллельно друг другу. Колени должны быть на ширине таза. Руки вдоль тела, ладони — на задней поверхности бедра. Наклоняем голову вперед, касаясь подбородком груди. Максимально выдыхаем. Глубоко и плавно вдыхаем, одновременно откидываем голову назад и прогибаемся. Стараемся максимально выпятить грудь, слегка опираемся руками на бедра. На таком же выдохе возвращаемся в исходное положение.
- Садимся на пол, выпрямляем ноги и спину. Ступни должны быть на ширине плеч, ладони кладем на пол так, чтобы сомкнутые пальцы располагались параллельно телу. Выдыхаем и голову наклоняем вперед к груди. На вдохе запрокидываем голову максимально назад и поднимаем вверх туловище. Мы должны оказаться в горизонтальном положении, опираясь на прямые руки и ноги под прямым углом. Стараемся на несколько секунд напрячь все мышцы и задержаться в такой позе, затем на выдохе возвращаемся в положение сидя.
- Встаем в упор лежа на руках, прогибаемся. Ладони и ступни чуть шире плеч. Коленями не касаемся пола. Запрокидываем голову и выдыхаем. Вместе с вдохом поднимаем таз и переходим в позу, образующую угол. Голову прижимаем к груди. Стараемся держать ноги прямо, спина и руки должны находиться на одной прямой. Затем на выдохе снова возвращаемся в первую позицию.
Игры с мячом
• Преимущества применения мяча в работе с детьми:
• не требует длительной подготовки;
• освобождает детей от утомительной неподвижности на занятии;
• развивает мелкую и общую моторику;
• формирует произвольное внимание, разгружает нервную систему и дарит массу радостных эмоций.
Примечание. Постепенное усложнение действий с мячом — от простых (броски, ловля, отбивание) к сложным (бросок с хлопком, отбивание с хлопком, бросок через пол, бросок через ногу, отбивание правой рукой, отбивание левой рукой). Затем вводится речевой материал.
Игры на внимание
«Будь внимателен!»
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
Каждый ребенок должен выполнять движения соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом» об пол; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны.
«Снежные фигуры»
Цель: развитие произвольного внимания.
Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.
«Новый домик!»
Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.
Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка (обручи).
Каждый ребенок по команде взрослого «На прогулку!» начинает движение. По команде «Новый домик!» дети разбегаются по новым местам, оказываясь в новом кружке.
Пальчиковые упражнения
Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
«Кулак — ребро — ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
«Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом порядке — от указательного пальца к мизинцу и в обратном — от мизинца. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем — двумя одновременно.
«Лезгинка»
Левую руку сжать в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение рук. Повторить 6—8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
«Лягушка», или «Фонарики»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая — ладонью на плоскости стола. Одновременно менять положение рук. Потом усложнение — смена движений через хлопок.
«Зайчик — коза — петух»
«Зайчик» — указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. «Коза» — указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. «Петух» — ладонь вверх, указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Поочередно менять положение пальцев.
Дыхательные упражнения
Цель — активизация работы стволовых отделов мозга.
«Курочки». «Курочки спят» — ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. «Курочки хлопают крыльями» — ребенок похлопывает себя по коленкам и на выдохе говорит: «Тах-тах-тах!» После этого поднять вверх руки и сделать глубокий вдох.
«Лягушонок». Слегка присев и сделав при этом вдох, прыгнуть вперед (как бы на другую болотную кочку). Приземлившись, на выдохе ребенок должен громко и сильно квакнуть.
«Сильный дровосек». На вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор. На выдохе вытянутые руки резко опустить вниз между ног, согнувшись в тазу. Ребенок будто бы рубит дрова, говоря на выдохе: «Бах!»
«Гуси полетели». Ребенок медленно и размеренно ходит по комнате, на вдохе плавно поднимая руки как крылья, а на выдохе резко опуская и громко произнося: «Га-а-а!»
«Кипящая каша». И. п. — сидя, одна рука ладонью на груди, другая — на животе. Вдох, и на выдохе дополнительно продолжительно произносить: «Ф-ф-ф!» (будто пар выходит).
Представленные упражнения составляют комплекс нейропсихологической коррекции.
Литература
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966.
- Крупенчук О. И., Витязева О. В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. — СПб.: Литера, 2019.
- Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2017.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. — М.: Генезис, 2017.