Каналу «Музей Горгиппия» исполнился ровно год! Спасибо каждому, кто читает, комментирует и вдохновляет нас двигаться дальше!
Именно со статьи о склепе «Героон» началась история нашего канала.
В честь годовщины мы решили вернуться к этой теме и рассказать подробнее об уникальном памятнике античной эпохи — одном из самых известных археологических объектов на территории Анапы.
В период с 1894 по 1908 гг. археологические изыскания в районе Анапы проводил выдающийся русский ученый Николай Иванович Веселовский (1848–1918) – востоковед, профессор Петербургского университета (с 1890 г.), впоследствии член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1914).
Согласно Отчетам Археологической комиссии (ОАК), первые раскопки Н.И. Веселовского близ Анапы относятся к 1894 г.
В 1895 г. по инициативе Московского археологического общества ученый был направлен на Кубань для систематического изучения курганных памятников. В качестве постоянного места жительства он избрал Анапу, поселившись на даче в районе Высокого берега, где прожил вплоть до 1917 г. Этот период стал наиболее продуктивным в его научной деятельности: Веселовский последовательно исследовал курганы в окрестностях Анапы (1895, 1897, 1903 гг.), отлучаясь в экспедиционные командировки.
Открытие склепа
Последним значимым открытием Н.И. Веселовского на Анапской земле стал обнаруженный в 1908 г. в станице Николаевская (ныне – ст. Анапская) расписной склеп, позднее получивший название «Героон».
Отчет об этих раскопках профессор опубликовал в ОАК за 1908 г.:
Курган, с западиной в центральной части, был исследован с южной стороны. В его основании находилось монументальное каменное сооружение – склеп, сложенный из массивных известняковых блоков. Конструкция углублялась в материковую породу на 1,6 м, а над поверхностью возвышался свод. Архитектура склепа включала две основные части: дромос (входной коридор) и погребальную камеру.
Склеп подвергся разграблению дважды: сначала через дромос, затем через пролом в своде камеры. Со временем внутреннее пространство заполнилось грунтом. Особый интерес представляет декоративное оформление камеры: стены были покрыты штукатуркой с фресковой росписью (голубой, желтый, красный и черный пигменты). Композиция включала геометрические фигуры (четырехугольники), меандровый фриз, а также орнамент в виде «сухариков» и стилизованных хвойных ветвей; свод был выкрашен в голубой цвет (сохранился фрагментарно). Среди немногочисленных находок выделяются мелкая стеклянная бусина голубого цвета, золотая бочкообразная бусина и фрагмент костяного украшения цилиндрической формы. В насыпи кургана также была обнаружена грубо обработанная антропоморфная надгробная стела.
Первые шаги по сохранению склепа
Раскопки кургана завершились летом 1908 г. Уже 28 сентября 1908 г. Н.И. Веселовский, действуя от имени Императорской Археологической комиссии, направил официальное письмо начальнику Кубанской области и наказному атаману Кубанского казачьего войска с просьбой предотвратить разрушение уникального памятника. В документе, в частности, указывалось:
«Летом текущего года старший член Комиссии профессор Н.И. Веселовский произвел археологические раскопки в станице Николаевской, где обнаружил каменный склеп, оштукатуренный изнутри и украшенный греческим орнаментом. Поскольку в момент раскопок на месте отсутствовал художник, способный зафиксировать роспись, склеп временно засыпали землёй до следующего сезона. Однако, по сообщениям рабочих, местные казаки намеревались разобрать сооружение для хозяйственных нужд. В связи с этим Комиссия покорнейше просит Ваше превосходительство принять меры к охране памятника и установить наблюдение за курганом…».
К 1909 г. склеп был перевезён в Анапу по инициативе городской управы и установлен в городском саду. При переносе учитывалось первоначальное расположение конструкции: дромос сохранил западную ориентацию, обращённую к центральной аллее парка, а сам склеп, как и в кургане, углубили в грунт до уровня свода.
Судя по сохранившимся фотоматериалам, свод погребальной камеры частично засыпали землёй, оставив дромос открытым. Это позволяло осматривать памятник через входной коридор. В научном архиве ИИМК РАН хранится фотография 1915 г., на которой запечатлён Н.И. Веселовский, стоящий у входа в склеп: дромос в тот момент был закрыт деревянным щитом, что свидетельствует о предпринятых мерах по консервации объекта.
16 (29) июля 1909 г. состоялось официальное открытие склепа для публичного посещения. Это событие нашло отражение в местной периодике: в «Анапском листке» (№ 29. Среда, 15 iюля 1909 г.) была опубликована программа торжества, включавшая спектакль, концерт и танцы. Как отмечал автор заметки, средства, собранные от мероприятия, планировалось направить на создание исторического музея в Анапе. В следующем номере газеты анонсировалось чтение очерка «Прошлое Анапы», в котором освещались результаты раскопок кургана, исследованного Н.И. Веселовским (№ 30. Четверг, 16 iюля 1909 г. 4 с.).
Уже в сентябре 1909 г., при непосредственном участии профессора Веселовского, в здании курзала, расположенного рядом со склепом, был открыт «Кабинет древностей» – первый музей в истории Анапы.
Первое исследование склепа
В 1913–1914 гг. известный историк-антиковед и археолог М.И. Ростовцев в сборнике «Античная декоративная живопись на юге России» опубликовал акварельную прорисовку фресок, сделанную М.В. Фармаковским, чертежи, составленные П.П. Покрышкиным по измерениям Н.И. Веселовского, и более подробные описания склепа:
Свод дромоса, сложенный из девяти камней, располагался ниже тринадцатикаменного свода погребальной камеры, при этом стены дромоса не были связаны со стенами камеры, образуя между ними значительный промежуток. Как отмечал М.И. Ростовцев, оба входа (в дромос и в погребальную камеру), вероятно, первоначально закрывались каменными плитами. Ориентированный по оси запад-восток, дромос имел ширину 2,04 м при глубине 1,44-1,45 м и высоте 2,185 м, оставаясь неоштукатуренным.
Погребальная камера значительно превосходила дромос по размерам: 3,08 м в длину, 2,13-2,16 м в ширину и 2,40 м в высоту. Входной проём шириной 1,32 м и высотой 1,49 м с косяками толщиной 0,41-0,43 м был перекрыт массивной каменной перемычкой, давление на которую компенсировалось специально возведённой разгрузочной аркой. Земляной пол камеры не подвергался дополнительному уплотнению.
Особого внимания заслуживает система фресковой росписи, сохранившейся преимущественно на правой стене и отдельных участках свода. В нижней части стен, на высоте 10-15 см от пола, располагались крупные белые прямоугольники (80×71 см, угловые - 36 см шириной) с чёрной канвой, выше следовали ряды уменьшающихся панелей. Декор включал сложную систему орнаментов: от лесбийского кематия на красном фоне до меандрового фриза, выполненного в синих, белых и красных тонах. Завершали композицию «сухарный» карниз на жёлтом фоне и стилизованные копьевидные балясины, контрастно выделявшиеся на голубом фоне свода. Палитра росписей, включавшая белый, чёрный, красный, синий и жёлтый цвета. Стилистические особенности росписи позволили М.И. Ростовцеву датировать памятник первой половиной III века до н.э.
Забвение и спасение памятника
В постреволюционные годы памятник оказался заброшен и постепенно разрушался. Наибольший урон склепу был нанесен в период Великой Отечественной войны. По свидетельствам местных жителей и краеведа К.Я. Ведергорн его приспособили под оружейный склад. В ходе боевых действий все парковые сооружения были уничтожены, а территория превратилась в заброшенный пустырь.
Новый этап исследования памятника начался в 1947 г., когда археолог Апостолова провела комплексный обмер склепа. В своем отчете исследовательница отмечала: «Росписи в склепе сохранились на трех стенах: правой и левой от входа, а также на торцевой... Благодаря акварельным реконструкциям Фармаковского и моим собственным обмерам с калькированием сохранившихся фрагментов, представляется возможным полностью восстановить первоначальную роспись всех трех стен». При этом, как констатировала Апостолова, фрески на своде потолка к тому времени уже полностью исчезли.
30 августа 1960 г. склеп «Героон» поставлен на государственную охрану постановлением Совета министров РСФСР (№ 1327, прил. 1 от 30.08.1960 г.).
В августе 1969 г. по инициативе директора краеведческого музея А.А. Салашина и научного сотрудника музея А.И. Салова исполкомом было принято решение о реставрации и переносе памятника к зданию Анапского краеведческого музея (ул. Протапова, 1) с целью сохранения склепа от дальнейших разрушений и включения его в экспозицию музея. Заказ на эти работы поступил во Владимирскую Специальную научно-реставрационную производственную мастерскую (директор А.А. Рощин).
В октябре того же года архитектор мастерской Л.С. Филиппова (автор проекта реставрации склепа) обследовала памятник. В техническом отчете она зафиксировала аварийное состояние склепа, усугубленное его легкодоступностью и активной строительной деятельностью в непосредственной близости (возведение ДК «Курортный» и ДЮСШ «Виктория»). На стенах имелись глубокие трещины, сквозные отверстия и вандальные надписи. Все поверхности были покрыты густым слоем копоти. Особую проблему представляли следы предыдущих неквалифицированных реставрационных вмешательств – цементные замазки и чужеродные каменные блоки. Состояние штукатурного слоя было признано катастрофическим - он практически полностью утратился как на стенах, так и на своде.
В мае 1971 г. склеп был повторно осмотрен старшим художником-реставратором Владимирской реставрационной мастерской А.П. Некрасовым. В акте осмотра памятника от 6 мая 1971 г. отмечено, что необходимы самые срочные меры для устранения обнаруженных дефектов и спасения памятника.
Реставрационные работы прошли с 7 июня по 5 июля 1972 г. под руководством главного архитектора Владимирской реставрационной мастерской И.А. Столетова. По заключению комиссии Министерства культуры РСФСР, Краснодарского крайисполкома и местных партийных органов, переносить памятник к зданию историко-краеведческого музея по ул. Протапова, 1 не стали, его реставрация прошла на старом месте. Конструкцию склепа перебрали и укрепили, проложили дренажную систему для отвода грунтовых вод, свод гидроизолировали, провели работы по восстановлению внешнего и внутреннего облика, благоустроили лестничный спуск в дромос. После удалении копоти со стен погребальной камеры открылись небольшие участки сохранившейся фресковой росписи.
Однако судьба памятника оказалась непростой. Спустя 35 лет в 2007 г. памятник демонтировали при проведении строительных работ.
Согласно информации Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурного наследия Краснодарского края, в 2007 году Научно-проектной мастерской Фонда «Памятники Кубани» ВООПИК была разработана научно-проектная документация, предусматривающая проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ. Проект включал реставрацию каменных конструкций склепа, защиту сооружения от природно-климатических и антропогенных воздействий, а также его перемещение в охраняемую зону парка — в наиболее посещаемое место рядом с питьевым бюветом — с целью последующей музейной экспозиции памятника. В том же году склеп был демонтирован и, в соответствии с проектом, перенесён на новое место в пределах парковой территории, у бювета. Открыли склеп для всеобщего обозрения только в 2018 году.
Значение и статус памятника сегодня
Склеп «Героон» — объект культурного наследия федерального значения. Это единственное уцелевшее античное монументальное погребальное сооружение из открытых в окрестностях Анапы, а также первый обнаруженный в регионе склеп с полихромной росписью, что подчёркивает его исключительную историко-культурную ценность. Лишь спустя десятилетия (в 1975 году) был найден второй расписной склеп — известный как «Склеп Геракла».
Несомненно, данный склеп относится к курганному некрополю античного города Горгиппии. Из Горгиппии выходило несколько торговых путей, один из которых пролегал в юго-восточном направлении — через территорию современной станицы Анапской в сторону нынешнего Новороссийска.
Древние греки, обитавшие в Северном Причерноморье, традиционно возводили курганы с богатыми захоронениями вдоль дорог. Когда-то цепочка таких курганов тянулась через территорию станицы Анапской. Именно под одним из них археолог Н. И. Веселовский и обнаружил знаменитый склеп «Героон».
В древности склеп неоднократно подвергался ограблениям, и всё его содержимое было похищено. Возможно, склеп был построен изначально без захоронения (кенотаф — символическая могила). Такие гробницы возводили, например, для знатных воинов, погибших вдали от дома, поэтому его и стали называть «Героон».
Героон (др.-греч. ἡρῷον) — античное святилище, посвящённое герою. Обычно воздвигалось на предполагаемой могиле или месте гибели данного героя, или у его кенотафа.
Проблема точной датировки памятника остается дискуссионной: в отсутствии прямых хронологических маркеров исследователи вынуждены опираться на стилистические аналогии с росписями склепа, открытого в 1868-1869 гг. на Васюринской горе, что позволяет отнести его к началу III века до н.э. Известный российский археолог и специалист по античной археологии Северного Причерноморья Ю.А. Виноградов включает этот памятник в группу боспорских склепов так называемого «македонского типа», что подчеркивает его архитектурное своеобразие и важность для понимания эллинистических традиций в Северном Причерноморье. Однако, несмотря на бесспорную историко-культурную ценность, современное состояние «Героона» вызывает серьезную озабоченность специалистов. Памятник продолжает находиться под угрозой постепенного разрушения, что требует безотлагательных мер по его консервации и музеефикации. Фрески полностью утрачены.
Старший научный сотрудник отдела археологии Сергей Евсюков.
Литература: 1. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1894 г. СПб, 1896. 2. Бардадым В. П. Радетели земли кубанской. 2-е изд., знач. доп. Краснодар, 1998. 3. Григорьева О. В. «Ведение археологических раскопок есть дело серьезное, дело научное»: летопись археологических работ Н.И. Веселовского // Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н. И. Веселовского : каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб., 2024. С. 50-65. 4. Цветаева Г. А. Сокровища причерноморских курганов. М., 1968. 5. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1908 г. СПб., 1912. 6. Рябкова Т. В. Николай Иванович Веселовский: биография и архивные документы // Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н. И. Веселовского : каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб., 2024. 7. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913. 8. Длужневская Г. В. Археологические исследования в европейской части России и на Кавказе в 1859-1919 гг. (по документам Научного архива ИИМК РАН). СПб., 2014. 9. Газета. Анапскiй листокъ. № 29. Среда, 15 iюля 1909 г. 4 с. 10. Газета. Анапскiй листокъ. № 30. Четверг, 16 iюля 1909 г. 4 с. 11. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Текст. Т. I. СПб., 1914. 12. Владимирская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская. Предварительные исследования по памятнику IV-III вв. до н.э. склепа в городе Анапа. 1969 г. // Архив Анапского археологического музея. 13. Владимирская Специальная научно-реставрационная производственная мастерская. Описания процесса консервации Синдского склепа III в. до н.э. 1972 г. ПМ-2/3. ИНВ № 14370. // Архив Анапского археологического музея. 14. Виноградов Ю. А. О склепах Македонского типа на Боспоре // Боспорские исследования. 2014. №30. С. 171-189.