В сердце Красноярского края, в небольшом селе Большесыр, среди зелёных просторов уже 36 лет работает удивительный педагог — Лидия Михайловна Иванова. На первый взгляд может показаться, что выбрать ремесло учителя вдали от цивилизации — это настоящая задача со звёздочкой. Однако Лидия Михайловна уверенно утверждает:
«Сегодня в сельских школах остались люди, влюблённые в свою профессию, преданные делу. В свою родную школу меня привела любовь. Любовь к детям, к своей профессии, любовь к своей стране и той малой родине, на которой мы живем. Настоящий учитель, по моему мнению, — это тот, кто нашел путь к уму и сердцу ученика. Мне удалось правильно определить свое место в жизни и найти любимое дело, которое наполняет меня радостью и вдохновением».
За внушительный срок работы произошло многое, потому что мир стремительно меняется и образовательная система России с каждым годом совершенствуется, подстраиваясь под передовые веяния науки. Сейчас на первое место выходит индивидуальный подход, который даёт каждому ребёнку возможность выбрать собственный путь и сформировать собственную траекторию движения к мечте. Лидия Иванова с радостью отмечает, что теперь каждая школа вправе выбирать свой путь, создавая специализированные классы, где учитываются уникальные интересы и таланты детей.
Работая по программе «Школа России», Лидия Иванова применяет опыт работы по системе Л.В. Занкова — это позволяет систематизировать занятие особым образом и в то же время создавать гибкие и динамичные уроки. Каждый урок — это не просто «заучивание правил», а настоящее путешествие в мир знаний. Лидия знает, как задать правильный темп урока, чтобы ученики сами пришли к открытиям и предвкушали новые без страха ошибаться.
«Мой урок может начаться сразу с открытия нового материала или проверки домашнего задания, а также через нечто неожиданное: прогноз темы, проблемную ситуацию, домысливание, вопросы обобщенного характера, группировку предметов по каким-либо признакам, опору на предыдущие знания, опыт и наблюдения. И закончиться урок может без подведения итогов. Он может прерваться на самой высокой точке. И с мыслями о только что открытом новом дети уйдут домой, чтобы завтра снова обсудить этот материал».
За пределами класса в сельской школе также кипит жизнь: Лидия Михайловна активно развивает внеурочную деятельность, организуя творческие и спортивные мероприятия в рамках программы «Орлята России». Занятия проходят в непринуждённой атмосфере, что делает их особенно интересными для детей.
Учительница также проводит уроки на свежем воздухе. В тёплые дни ребята собирают грибы, наблюдают за птицами, создают кормушки и скворечники. Ведь увидеть картинки со страниц учебника по биологии вживую — редкая удача! Каждое взаимодействие с природой становится шагом к формированию у детей бережного отношения к окружающему миру.
«Широко применяю в своей деятельности нетрадиционные формы уроков, такие как ролевая игра, урок-соревнование, урок-конкурс, урок-фантазирование, урок-путешествие, урок-экскурсия, проектная и исследовательская деятельность. С историей родного края знакомлю детей всеми возможными способами: виртуально, посещая краеведческий музей на занятиях «Разговоры о важном», и очно, организовывая поездки в муниципальный исторический музей. В нашей школе есть и свой замечательный музей, мы его частые посетители».
Воспитание уважения к своему наследию – это одна из главных задач для педагога. Лидия Михайловна уверена, что, узнавая больше о своих корнях, дети учатся ценить свою малую родину и её богатства.
Неизменной частью работы сельского педагога выступает вовлечение родителей в жизнь класса. На первом собрании Лидия Иванова предлагает родителям разделиться на группы, каждая из которых отвечает за разные аспекты деятельности: учебную, досуговую и хозяйственную. Это создает атмосферу взаимопомощи и способствует формированию сообщества, где каждая семья чувствует свой вклад в одно большое дело.
«Сельская школа выделяется из всех типов школ своей самобытностью. Я знаю каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, положение ребёнка вне школы. Знаю о бытовых условиях проживания своих учеников, семейные отношения, что помогает мне как учителю более индивидуально простраивать воспитательный процесс».
«Работая в сельской школе, я живу жизнью своих учеников, воспринимаю свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье», — говорит Лидия Михайловна с теплотой. Именно это чувство рождает в каждом ребёнке уверенность в том, что он в безопасной атмосфере и может стать творцом своей судьбы.
Быть сельским педагогом – это не просто учить детей. Это значит — работать в гармонии с природой, вдали от больших городов, и стать учителем, сердце которого посвящено призванию нести свет и знания, быть человеком, который умеет зажигать искры любознательности и желания учиться у детей, которым только предстоит открыть для себя огромный мир.