Не редкой бывает ситуация, когда индивидуальные предприниматели и юридические лица избирают схожие наименования своих предприятий – то есть соответствующие коммерческое обозначение или еще его называют фирменным наименованием.
Коммерческое обозначение предприятия – это особый вид интеллектуальной собственности лица, его использующего.
Разумеется, вопросы интеллектуальной собственности так же охраняются законом, как и вещные права на имущество.
При этом предприятия вправе осуществить регистрацию своего коммерческого обозначения и качестве товарного знака.
Правообладатель соответствующего коммерческого обозначения вправе извлекать прибыль из его использования такового и пресекать подобное извлечение прибыли иными предприятиями при схожести их наименований, в случае если результат деятельности конкурента получается за счет и при использовании коммерческого обозначения первоначального владельца.
Предприятия, считающее, что его права нарушены вышеуказанным способом конкурентом, вправе обратиться в суд за защитой своих исключительных прав при на коммерческое обозначение.
Однако, для споров об интеллектуальной собственности не является главным критерием, кто из предприятий раньше начал использовать соответствующее коммерческое обозначение, и тем более у какого из этих предприятий осуществлена регистрация товарного знака под данное коммерческое обозначение!
Стоит учесть, что вопросы товарных знаков регулируются отдельными законодательными положениями и нормативами, при этом коммерческое обозначение и товарный знак – по сути являются разными видами интеллектуальной собственности.
Между тем бывают случаи, когда уже нерентабельные или неконкретно способные предприятия пытаются использовать коммерческое обозначение, схожее с их собственным и появившееся позже, в том числе, путем якобы защиты своих прав на интеллектуальную собственность.
Однако вышеуказанные предприятия, злоупотребляющие своими правами, не учитывают, что гражданским законодательством предусмотрено - исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Потому в судебных спорах о защите прав на интеллектуальную собственность в виде коммерческого обозначения соответствующей стороне надлежит доказать факт существования исключительного права на коммерческое обозначение, то есть наличие достаточных различительных признаков коммерческого обозначения и известность употребления истцом данного коммерческого обозначения на определенной территории, а также доказать наличие у его предприятия как имущественного комплекса, постоянно действующего и функционирующего, длительно и интенсивно использующего спорного обозначения, и фактическое ведение деятельности его предприятием в период использование двух схожих коммерческих обозначений.
Без возможности доказать вышеуказанные факты – в исках о защите прав интеллектуальной собственности будет отказано.
28.07.2025 г.
Шабалин Егор.