"Грозовой перевал", Эмили Бронте (Великобритания)
Жанр: готический и любовный роман - драма, классика
Жестокая классика
Роман впервые был опубликован в 1847 году и получил негативную оценку от читателей того времени, как слишком жестокий. И в чём-то я соглашусь с ними. Для меня этот роман - интересное, но тяжёлое чтиво, которое вызывает бурю негативных эмоций.
Я читала его и раньше, не скажу точно сколько раз, и каждый раз ничем иным, кроме семейной трагедией я не могла его назвать. Не вижу я здесь никакой любви, а только жестокое отношение, насилие, разрушение человеческих отношений и семьи.
Специально купила книгу из серии "Заметки на полях", чтобы записывать свои мысли по ходу чтения, тут же в книге, в надежде поменять своё устоявшееся мнение о Хитклиффе и о романе в целом. Исписала и исчёркала всю книгу, научилась ругаться страшными словами, выплеснула все свои бурные эмоции. В итоге, моё мнение не только не изменилось, оно укрепилось. Прочитав книгу через двадцать лет, я не увидела в ней каких-то других тонкостей.
Мне нравится обложка у этого издания, но она совсем не отражает содержание романа. Она создаёт такой романтический флёр, которого там и в помине нет.
Хитклифф и Кэтрин
Я осуждаю Хитклиффа (англ. Heathcliff) и презираю его. Он не достоин жалости и снисхождения. А его, так называемая, любовь - и не любовь вовсе, а помешательство, сумасшедшая одержимость, дьявольская привязанность. Ну не могу я это назвать любовью, даже жестокой и кровавой. Ради любви совершаются героические поступки. Здесь же только насилие и изощрённое издевательство, в том числе и над самим предметом этой, так называемой, любви.
Два тирана-эгоиста, Кэтрин и Хитклифф, которые мучили не только друг друга, но и свои жертвы, а их жертвами являлись все люди, находившиеся вокруг.😡
Сейчас её лицо, белое, с бескровными губами и мерцающим взором, выражало дикую мстительность; в зажатых пальцах она держала клок вырванных волос. А Хитклиф, когда поднимался, одной ладонью упёрся в пол, а другой стиснул её руку у запястья; и так мало было у него бережности к больной, что, когда он разжал пальцы, я увидела четыре синих отпечатка на бесцветной коже.
Они причиняли друг другу боль и страдания, и как сейчас говорят, скорее всего, имели кармические отношения. Но свой урок они так и не прошли, а ещё больше затянули кармический узел на своих душах, втянув в свои разборки ещё и других людей. Сколько времени они будут вместе болтаться в потустороннем мире, не имея возможности вознестись, можно только гадать. И никуда не денутся от них их взаимные издёвки, так и будут бесконечно выяснять, кто кого любит больше, причиняя друг другу неимоверные страдания, становясь по очереди то жертвой, то тираном.
Ну, это сугубо моё, личное мнение. Возможно, писательница хотела показать в конце их счастливое соединение на веки вечные, но я не верю в такой исход, они его не заслужили.
Почему же позже, в 20 веке, этот роман был высоко оценен и критиками, и читателями, и до сих пор является одним из самых популярных в женском литературном творчестве? Да потому, что он отлично написан, созданные образы живые и сложные, и даже в призраков веришь с лёгкостью.
Страдания и страхи людей переданы так ярко и по-настоящему, что эмоции просто зашкаливают. А описания суровой природы северной Англии с её вересковыми пустошами, холмами и лощинами, обдают безжалостным ветренным холодом, несут в себе смертельную опасность тёмной зимней ночью и дикую вольность промозглым днём.
Всё в этой книге прекрасно! Она прошибает так, что не плакать хочется, а драться, чтобы восстановить справедливость и поставить кое-кого на место.
Жестокость порождает жестокость?
А вот и нет! Не всегда. Разве молодой Гэртон, с младенчества воспитывавшийся в невыносимых и жестоких условиях, стал тираном? Нет, не стал. Как только его окружили добрые люди, а истинный тиран исчез, он изменился.
Его честная, горячая натура и природный ум быстро стряхнули с себя мрак невежества и приниженности, в котором его воспитали.
Конечно, это художественное произведение, но разве в жизни так не бывает? Знаю случаи, когда дети из неблагополучных семей выросли хорошими людьми, им пришлось, конечно, преодолеть определённые трудности, но они справились, завели свои семьи и живут, как все нормальные люди. Конечно, множество факторов влияет на развитие ребёнка, но человек всё же должен оставаться человеком, что бы с ним ни случилось.
А Хитклифф всю свою сознательную жизнь только и делал, что издевался над своими жертвами, и месть его распространилась слишком широко и длилась слишком долго. Потому что ничего другого он и не мог делать, натура у него такая.
Он схватил её и вытолкнул из комнаты и вернулся, бормоча: "Во мне нет жалости! Чем больше червь извивается, тем сильнее мне хочется его раздавить!"
Да и цели другой у него не было. И оправдывать его тем, что с ним когда-то обошлись жестоко, я бы не стала. К нему по разному относились, а старый хозяин вообще считал его своим любимчиком, любил его больше, чем своих родных детей. (Правда, скорее всего, он эгоистично любил и лелеял в этом оборвыше свою добродетель.) Были и другие люди, например, Нелли, которые заботилась о нём. Так что дело здесь не в травмах детства, а в его безжалостной натуре.
Шкала эмоций
Что касается эмоций, которые я отмечала по специальной шкале в конце книги, то в самом начале меня, в основном, посещало удивление и даже кое-где проглядывал саркастический юмор, но чем дальше я читала, тем больше я испытывала печали, страха, гнева, отвращения, возмущения, а больше всего сочувствия и сострадания. На каждой странице эти эмоции доходили практически до предела. Думаю, что такой другой эмоциональной книги я не читала вовсе.😳
Предостережение
В романе есть предостережение - не приводите домой неизвестно кого, (не тащите в дом что ни попадя) даже из лучших побуждений. Охраняйте свой дом и свою семью от внешних воздействий, тем более, если ваши родные не принимают это, отвергают, противятся. Ничего хорошего из этого не выйдет. В итоге всё вернётся на круги своя, но через время и большие страдания. А кое-что будет утеряно навсегда.
Когда мистер Эрншо принёс домой бездомного мальчика, его жена "готова была вышвырнуть оборвыша за дверь", а дети стали его дразнить, ну разве могло выйти из этого что-то хорошее? Я думаю, нужно было отдать этого малыша на воспитание в какую-нибудь крестьянскую семью и помогать ей. Но мистер Эрншо предпочёл незнакомого мальчика, пошёл против своей семьи, навязал его своим домашним. И что же вышло? Хитклиффа спасли от неминуемой и мучительной смерти, дали ему крышу над головой, пожертвовали семейным спокойствием и благополучием, а как он за это отплатил? В романе как раз об этом очень подробно написано.
Поражение
Но именно Хитклифф потерпел полное и сокрушительное поражение. Из его жестокостей и пакостей, низостей и мерзостей - это всё, на что он был способен, вдруг появились и расцвели две светлые и сильные души, исковерканные, но не сломленные, как будто возродившиеся на останках двух древних родов, взявшие оттуда всё самое лучшее, получившие от своих предков любовь и благословение. Именно это придаёт роману светлый оттенок, да что там оттенок, мощный поток света, который так озаряет эту непроглядную тьму, что мгновенно балансирует добро и зло, воссоздаёт привычную и нормальную картину мира.
Только ради этого стоит прочитать этот непревзойдённый роман.
От Хитклиффа же ничего, кроме дурных воспоминаний, не осталось, всё пошло прахом. И зачем человек жил на земле? Справедливость, как и положено, восторжествовала.
Эмили Бронте
Читая роман, я постоянно думала об Эмили Бронте, пыталась понять, что её сподвигло написать такое немыслимо жестокое произведение. Из биографии, которую я сравнительно недавно читала, я узнала о трудном детстве детей Бронте, они потеряли мать очень рано, а отец не уделял им достаточно внимания.🥺
Сама Эмили отличалась от всех своих сестёр и брата какой-то непримиримостью, бунтарством, решительностью, упрямством. С ней трудно было совладать. С другой стороны она была очень предана семье, практически на ней лежало хозяйство, особенно готовка. Это она ухаживала за больным туберкулёзом братом Бренуэллом, в результате, заразилась и умерла в 30 лет, при том, что больше всех осуждала его и презирала за его пьянство и безделье.
Наверное, очень многое накопилось и хранилось в её душе, и когда три сестры решили написать романы, чтобы издать их и хоть что-нибудь заработать, Эмили воспользовалась случаем, чтобы освободить свою душу от боли, обиды и несправедливости, добавился её буйный нрав, и всё это в обрамлении упорного трудолюбия и настоящего таланта. И получилось то, что получилось - сильное классическое художественное произведение, которое никого не оставит равнодушным.
Спасибо за то, что прочитали!🙂🌞🌞 Буду рада каждой подписке!🌷