Найти в Дзене

Защита Лужина. Владимир Набоков. Отзыв о книге

Это мой первый роман у Набокова. И взял я книгу после обсуждения психологичных художественных книг – как видите, рекомендации нашего канала работают. Роман совершенно корректно записали в психологические художественные книги. Но роман про аутиста это слишком сильное упрощение. Сказать, что книга про гениального шахматиста – промазать. Набоков растворил своих героев в структуре романа. У Набокова сам роман как аллюзия на шахматную партию. Набоков, уверен, описывал свое состояние написания романа, когда показывал, как Лужин искал выход в жизни. Я надоел уже всем своей метафорой игры в бисер, но «Защита Лужина» это одновременно роман про игру в бисер и есть сам игра в бисер. Помните скрипача, который «продал» идею шахмат Лужину? — Какая игра, какая игра, — сказал скрипач, бережно закрывая ящик. — Комбинации, как мелодии. Я, понимаете ли, просто слышу ходы. Это и есть основная идея игры в бисер – уметь во всем увидеть единую структуру. И вся книга, и вся жизнь Лужина – единая игра в бис

Защита Лужина. Владимир Набоков. Отзыв о книге

Это мой первый роман у Набокова. И взял я книгу после обсуждения психологичных художественных книг – как видите, рекомендации нашего канала работают.

Роман совершенно корректно записали в психологические художественные книги. Но роман про аутиста это слишком сильное упрощение. Сказать, что книга про гениального шахматиста – промазать.

Набоков растворил своих героев в структуре романа. У Набокова сам роман как аллюзия на шахматную партию. Набоков, уверен, описывал свое состояние написания романа, когда показывал, как Лужин искал выход в жизни.

Я надоел уже всем своей метафорой игры в бисер, но «Защита Лужина» это одновременно роман про игру в бисер и есть сам игра в бисер. Помните скрипача, который «продал» идею шахмат Лужину?

— Какая игра, какая игра, — сказал скрипач, бережно закрывая ящик. — Комбинации, как мелодии. Я, понимаете ли, просто слышу ходы.

Это и есть основная идея игры в бисер – уметь во всем увидеть единую структуру.

И вся книга, и вся жизнь Лужина – единая игра в бисер, жизнь как структура.

Набоков писал узорами, структурами – неявными набросками и полунамеками, как будто шахматными этюдами с множеством вариантов развития событий и недосказанностей.

Как в начальной сцене попытки побегами, как в описании романа отца с сестрой жены. Как неоконченная партия с Турати. И все эти сцены – бусины бисера, нанизанные на единую структуру. Вспомните, как Лужин пытался в детстве отыскать неверные ходы. Но до конца романа узор не складывается.

И только в финале случается парадокс:

Дверь выбили. «Александр Иванович, Александр Иванович!» — заревело несколько голосов.
Но никакого Александра Ивановича не было.

Мы вдруг узнаем, как звали Лужина, и эти фразы совершенно чужие для романа (как двусмысленно звучит фраза, верно? Ведь Александра Ивановича не просто не было, его не существовало в романе. И может быть он появился в последнюю секунду, выйдя из игры?). Но именно они вдруг замыкают структуру, и роман приобретает удивительный узор.

И смотрите, какое поразительное совпадение. Йозеф Кнехт — главный герой Игры в бисер Германа Гессе — тонет в озере в самом конце романа. Это происходит после того, как он покидает должность Магистра игры и уходит из Касталии, чтобы обучать «реальной» жизни молодого человека. Также, как попытка Лужина выйти из Игры. Обе эти смерти как символ невозможности существовать в реальной жизни....

Понравился пост? Присоединяйся

Телеграм канал HR-книги