Найти в Дзене
Прожито

Изгой

Шестнадцатилетняя гимназистка Лерочка, стоявшая в этот день у алтаря, была нищей. Почти как церковная мышка. Но к бедности прилагалась очень даже знатная фамилия — Хмельницкая. Девушка была шляхтянкой и считала себя достойной особы императорской фамилии. Ей льстило, что великий князь попросил ее руки. И пусть жениху исполнился 51 год, а ей самой едва минуло 16, теперь она — великая княгиня дома Романовых! — И пусть есть еще княгиня Надежда, — думала Валерия. — Она уже старая, брак с ней тоже долго не был признан. И пусть есть Дарьюшка Часовитина, она — простая казачка, куда ей до меня! Прозрение пришло довольно скоро: как только новость об очередном безумном поступке докатилась до Петербурга. Семью Валерии Хмельницкой спешно выслали из Ташкента, брак аннулировали, Лерочке строго наказали забыть о «муже», самого же великого князя препроводили сперва в Тверь, потом в Балаклаву, потом в Ставрополь. Всяко ближе и надежнее было иметь его поближе, чем в далеком Ташкенте, где этот представите

Шестнадцатилетняя гимназистка Лерочка, стоявшая в этот день у алтаря, была нищей. Почти как церковная мышка. Но к бедности прилагалась очень даже знатная фамилия — Хмельницкая.

Девушка была шляхтянкой и считала себя достойной особы императорской фамилии. Ей льстило, что великий князь попросил ее руки. И пусть жениху исполнился 51 год, а ей самой едва минуло 16, теперь она — великая княгиня дома Романовых!

— И пусть есть еще княгиня Надежда, — думала Валерия. — Она уже старая, брак с ней тоже долго не был признан. И пусть есть Дарьюшка Часовитина, она — простая казачка, куда ей до меня!

Прозрение пришло довольно скоро: как только новость об очередном безумном поступке докатилась до Петербурга. Семью Валерии Хмельницкой спешно выслали из Ташкента, брак аннулировали, Лерочке строго наказали забыть о «муже», самого же великого князя препроводили сперва в Тверь, потом в Балаклаву, потом в Ставрополь. Всяко ближе и надежнее было иметь его поближе, чем в далеком Ташкенте, где этот представитель семейства Романовых умудрился заделаться почти султаном, взяв себе третью жену при живых первых двух.

Судьба Лерочки Хмельницкой не прослеживается — мелькнула и пропала. Возможно, она вышла замуж совершенно легитимно, нарожала детишек, возможно, сгинула в революционном вихре начала 20-го века.

«Он безумец», — говорили об этом великом князе современники. И правда: он крал, лгал, появлялся голым на людях, женился (и венчался!) при живых женах, проводил время в собачьей стае. Словом, был позором своего рода, совершенно не желая соблюдать нравственные нормы.

Николай Константинович появился на свет в 1850-м, он приходился внуком Николаю Первому, племянником Александру Второму. И ведь все так блестяще начиналось! В 1868-м году Николай по собственной инициативе поступил в академию Генштаба, блестяще окончил ее, получив серебряную медаль. Участвовал в Хивинском походе 1873 года, проявил личную храбрость, заслужил награду, интересовался искусством, географией, был особенно увлечен Востоком.

Родители
Родители

Он был первым из Романовых, получившим высшее образование. Молод, красив, умен, все дороги открыты. А еще он был первым и единственным из представителей рода, кто официально получил психиатрический диагноз и признание недееспособности!

Первой женщиной, которой увлекся Николай Константинович и которая стала причиной его разрыва с семьей, стала Фанни Лир (настоящее имя — Хариетт Блэкфорд), американская танцовщица. Великому князю был 21 год, он путешествовал по Европе, увлекся. Фанни была опытнее: уже побывала замужем, родила дочь.

Фанни Лир
Фанни Лир

Фанни не была чистоплотной в любви, верность Николаю она хранить не стала, одновременно с великим князем закрутила роман с 19-ти летним Николаем Савиным, корнетом, приятелем великого князя. Эти двое быстро разглядели в Николае склонность к пороку и пользовались этим. Николай Константинович стремительно пустился во все тяжкие: женщины легкого поведения, пирушки. Шикарный образ жизни требовал и шикарных денег, содержания молодому Романову не хватало.

В 1874 году разразился грандиозный скандал: Александра Иосифовна, мать Николая, обнаружила, что с ее семейной реликвии, иконы, которой Николай Первый благословлял ее на брак с Константином Николаевичем, исчезли бриллианты оклада. Не хватало трех камней. Мраморный дворец, где жила высокородная чета брата действующего императора — не городской рынок! Слуги были проверенными, а икона стояла там, куда посторонние попасть не могли. Последовало заявление в полицию. Бриллианты нашлись в ломбарде, а сдал их туда адъютант Николая Константиновича, признавшийся, что получил их от него самого!

Николай Константинович
Николай Константинович

— На святом Писании клянусь, что не крал камней, — «божился» великий князь, усугубляя свою вину. — Но готов взять вину товарища на себя.

Родители, да и остальные Романовы, были шокированы. Вина Николая была полностью доказана, а он не признался, не раскаялся, лгал перед Богом! Куда пошли деньги? Фанни Лир!

— Его бы на каторгу, в солдаты, в тюрьму! — бушевал император. — Да знает, стервец, что этого мы сделать не можем! Романов — вор! Мало у нас бед, мало тех, кто имя наше с грязью мешает, еще и эту новость кинуть смаковать революционерам всяким?

В конце концов, чтобы не терять лицо, было решено мерзавца признать душевнобольным и выслать подальше, лишив званий, наград, его имя вычеркнули из списков полков. Навечно. Фанни Лир была вышвырнута из империи с запретом когда-нибудь пересекать границу, больше она своего щедрого любовника не видела.

7 лет великий князь Николай скитался, сменил около десятка провинциальных городов: важно было не допустить, чтобы изгой нажил где-либо прочные сомнительные связи. Николай Константинович занимался географией, писал научные труды по любимому Востоку. И все же… Как права русская пословица, что свинья везде грязь найдет!

В 1877 году в Оренбурге, который тогда был ему предписан в качестве места жительства, Николай встретил Надежду Александровну фон Дрейер, дочь полицмейстера. А 15 (27) февраля 1878 года, в храме Казанской иконы Божией Матери села Берды, без высочайшего позволения, обязательного для членов императорской фамилии, венчался с девушкой. Сделал это Николай, воспользовавшись фамилией Волынский, по одному из своих полков времен военной службы.

Николай Константинович с Надеждой Дрейер
Николай Константинович с Надеждой Дрейер

Летом 1879-го Синод признал брак незаконным, а Николай Константинович царским указом был лишён титула великого князя и прав на наследство для всех своих потомков. Проблемного родственника выслали в Ташкент, в 1881 году Надежда Дрейер воссоединилась с «супругом». Великий князь продолжал пользоваться именем «полковника Волынского», а потом, под влиянием истории, взял себе имя «Искандер».

— Ну надо же его как-то называть! — рассудили в Санкт-Петербурге. — Всяко лучше, если он будет чудить под этим именем, нежели под фамилией Романов!

И узаконили прозвище. Князь Искандер в Ташкенте прославился как благотворитель: ему выделили крупную сумму для постройки личного дворца, а он построил театр! Завел в Туркестане предприятия, которых край прежде и не видел: фотографические мастерские, кинотеатр, хлопковые и мыловаренные мануфактуры. Все это — с применением передовых инженерных технологий. Николай вынашивал планы по орошению степей, даже наследство он разделил между детьми и благотворительными проектами.

Но… натуру не переделать, князь Искандер продолжал чудить, будоража умы своими скандальными выходками. Надежда Дрейер все же сумела стать законной женой, наладив связи с Романовыми, через сестру Николая, греческую королеву Ольгу. Ее детей от Николая приняли в столичный Александровский лицей. В 1899-м ее брак с князем Искандером был узаконен уже императором Николаем Вторым.

Вот только… в 1895-м Николай Александрович умудрился жениться на 15-ти летней Дарье Елисеевне Часовитиной. Девица была из казачьего сословия, говорили, что девушка «оскандалилась» до брака и ее бросил жених, а великий князь избавил от позора. Как бы там ни было, но под венец с Дарьей Николай Константинович шел 45-ти летним официальным холостяком — его брак с Дрейер был же объявлен незаконным! А через четыре года Дарья Елисеевна стала незаконной, когда было объявлено действительным венчание с Дрейер. Было от чего запутаться!

С Дарьей Елисеевной Часовитиной
С Дарьей Елисеевной Часовитиной

Впрочем, сам Николай Константинович говорил, что живет он в среде мусульман, а потому иметь две жены — вполне нормальное явление. Да и обе его супруги вполне мирно появлялись в обществе в компании князя Искандера.

— Он же сумасшедший, что с него возьмешь, — говорили в Петербурге.

Но на венчание князя с Валерией Хмельницкой, совершенное уже после признания брака Искандера с Надеждой Дрейер, спокойно смотреть отказались, девушку выслали, князя временно из Ташкента изъяли. Есть воспоминания о поведении великого князя в тот период в Балаклаве: до обеда он спал на полу с собаками, в теплое время года ходил по дому голым и в таком виде часто выходил на балкон, где его видели все желающие. Зимой Николай прекращал мыться.

Также великий князь требовал привести к нему мальчика или девочку для утех, заплатив побольше их родителям. И обязательно, игрушка должна была быть не старше 12 лет. А еще к Николаю Константиновичу ежедневно вызывали цирюльника, удалявшего с его тела все волосы. Крымский доктор Бильвайс поставил великому князю диагноз Folie morale — «нравственное безумие». Чего в этом было больше: рисовки и стремления шокировать окружающих или действительного сумасшествия — мы вряд ли узнаем.

Николай Константинович пережил революцию, он мирно скончался уже в Советском Туркестане в 1918-м году, успев поприветствовать и Керенского (его бывшего соседа по Ташкенту), вывесить красный флаг над своим домом, съездив в Петроград к первой жене, невестке, внукам. Родных он забрал в Ташкент.

Большевики в шутку называли Николая Константиновича «августейшей жертвой кровавого режима» Романовых. Возможно, от него бы избавились позже, но астма успела первой.

Судьба его жен и детей сложилась очень по-разному. Всего у князя Искандера насчитывалось семь признанных отпрысков. Всем он помогал материально. От Дрейер были рождены сыновья Артемий и Александр. Артемий то ли погиб, сражаясь в рядах белых, то ли умер в Ташкенте от тифа в 1920-м. Александр воевал в армии Врангеля, эмигрировал, жил во Франции, писал мемуары.

Казачка Дарья родила Николаю Константиновичу троих: дочь и двух сыновей. 22-х летний Святослав был расстрелян в 1919-м, Николая не стало в 1924-м или в 1923-м, ему было 26 лет, причины, по которым он оставил этот мир, неизвестны. Имелись даже сведения, что он воевал на стороне красных.

А дочка, названная Дарьюшкой, неплохо устроилась, ее и отец любил больше других детей: учил, Дарья получила музыкальное образование, но в советские годы музыкальную карьеру делать не стала, а выучилась печатать на машинке и какое-то время работала у Мариэтты Шагинян, писательницы, которая создавала художественные произведения о вожде пролетарской революции. Какой каприз истории, не правда ли? Набирала тексты о Ленине на машинке дочь одного из Романовых? Дарья умерла в 1966-м, избежав репрессий.

Была и еще одна женщина, рожавшая Николаю Константиновичу детей. Ее звали Александра Александровна Абаза (Демидова). В 1875-м у нее от великого князя родился сын Николай, в 1877-м - дочь Ольга. Дети получили фамилию Волынские, а отчество - по мужу их матери - Павловичи. Так как Александра в 1879-м сочеталась браком с Павлом Феликсовичем Сумароковым-Эльстон. Николай Волынский участвовал в русско-японской войне, писал труды по истории русской кавалерии, скончался от чахотки за границей, в 1913-м. А Ольга... ее не стало в 1910-м, она сошла с ума, унаследовав, возможно, в преувеличенном виде недуг своего отца.

Пы-сы: образ роковой Фанни Лир остался в камне, увидеть скульптуру можно в Ташкентском музее искусств. Еще во время, когда семья от него не отвернулась, Николай Константинович, путешествуя по Европе, увидел скульптуру Антонио Кановы. Она изображала Полину, младшую сестру Наполеона в виде Венеры с яблоком. Эксцентричный великий князь заказал скульптору Томмазо Солари копию статуи, но с лицом своей возлюбленной Фанни Лир, что и было исполнено.

-6

Статуя была отправлена в Петербург, где на нее уже много позже, гуляя в парке, наткнулась мать изгоя рода Романовых. Фанни Лир она узнала. Статую упаковали и отправили в Ташкент, незадачливому сыну Александры Иосифовны. В Ташкенте она и осталась.

Иллюстрации из свободных источников.

Благодарю за лайк и подписку. Приглашаю вас в свой канал в Телеграм, там любопытные факты, исторические курьезы и интересные фотографии.

ПРОЖИТО