Здравствуйте дорогие друзья! Давайте представим Новгород XI века: деревянные избы теснятся вдоль Волхова. И вдруг, словно видение, из земли вырастает огромный каменный исполин — Софийский собор. Князь Владимир Ярославич, насмотревшись на великолепие киевской Софии, решил создать нечто подобное и в своем граде. Но то ли климат оказался суровым, то ли вкус князя своеобразным, а может, вмешался вольный дух новгородцев — и получился совсем другой храм. Давайте рассмотрим его повнимательней.
Замысел был прост: повторить триумф Софии Киевской. Но копии не получилось. Взгляните на храм. Он сохранил оригинальный фасад.
Вместо византийской роскоши мы видим суровую монументальность, прямые линии, простые формы и ощутимую мощь. Галереи словно врастают в тело храма, создавая единый, цельный объём.
Софийский собор — это пятинефный храм с обходными галереями, увенчанный шестью куполами. Пять куполов парят над нефами, а ещё один притаился над лестничной башней внутри галереи. Но главная особенность — все барабаны куполов находятся на одном уровне. Этот приём создаёт ощущение удивительной гармонии и строгости.
Неф — это длинное пространство внутри храма, которое простирается от входа до алтарной части.
Взгляд скользит по стенам, сложенным из известняка разных оттенков, по узким арочным окнам, прикрытым закомарами.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, разделённой лопатками на прясла, которое повторяет очертания прилегающего к ней внутреннего цилиндрического (коробового, крестового) свода.
Собор имеет длину 34,5 м и ширину 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м.
Фасад почти лишён декора. Почему так скромно? Дело тут не в скупости новгородцев, а в суровом климате. Любая лепнина быстро осыпалась бы, поэтому строители решили обойтись без излишеств.
В XI веке новгородская София, подобно своему киевскому прототипу, была парадным княжеским сооружением, символом власти и могущества.
Летописи утверждают, что собор начали расписывать в 1108 году. Но, к сожалению, от древних фресок остались лишь фрагменты. А самое трагичное — гибель огромного изображения Вседержителя в центральном куполе. В 1941 году немецкий снаряд попал в купол, и бесценная фреска была безвозвратно утрачена.
Сохранились фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов.
Также в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Ученые предполагают, что это был эскиз для мозаики, выполненный сильно разбавленными красками. А основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века. В Софийском соборе, в его строгих формах и мощном облике отразился характер новгородцев — вольных, независимых, практичных. Этот храм — не бледная копия киевского оригинала, а самостоятельное произведение искусства, рождённое под северным небом.
Спасибо за внимание, дорогие друзья! Всего вам доброго и до новых встреч!