Найти в Дзене

Софийский собор в Новгороде. Особенности памятника древнерусской архитектуры

Здравствуйте дорогие друзья! Давайте представим Новгород XI века: деревянные избы теснятся вдоль Волхова. И вдруг, словно видение, из земли вырастает огромный каменный исполин — Софийский собор. Князь Владимир Ярославич, насмотревшись на великолепие киевской Софии, решил создать нечто подобное и в своем граде. Но то ли климат оказался суровым, то ли вкус князя своеобразным, а может, вмешался вольный дух новгородцев — и получился совсем другой храм. Давайте рассмотрим его повнимательней. Замысел был прост: повторить триумф Софии Киевской. Но копии не получилось. Взгляните на храм. Он сохранил оригинальный фасад. Вместо византийской роскоши мы видим суровую монументальность, прямые линии, простые формы и ощутимую мощь. Галереи словно врастают в тело храма, создавая единый, цельный объём. Софийский собор — это пятинефный храм с обходными галереями, увенчанный шестью куполами. Пять куполов парят над нефами, а ещё один притаился над лестничной башней внутри галереи. Но главная особенность —

Здравствуйте дорогие друзья! Давайте представим Новгород XI века: деревянные избы теснятся вдоль Волхова. И вдруг, словно видение, из земли вырастает огромный каменный исполин — Софийский собор. Князь Владимир Ярославич, насмотревшись на великолепие киевской Софии, решил создать нечто подобное и в своем граде. Но то ли климат оказался суровым, то ли вкус князя своеобразным, а может, вмешался вольный дух новгородцев — и получился совсем другой храм. Давайте рассмотрим его повнимательней.

Макет-реконструкция Софийского собора в Киеве. Первая половина XI в. Фото из открытых источников
Макет-реконструкция Софийского собора в Киеве. Первая половина XI в. Фото из открытых источников

Замысел был прост: повторить триумф Софии Киевской. Но копии не получилось. Взгляните на храм. Он сохранил оригинальный фасад.

Кафедральный собор
Софии Премудрости Божией. Авторство: Alf van Beem. Собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52511635
Кафедральный собор Софии Премудрости Божией. Авторство: Alf van Beem. Собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52511635

Вместо византийской роскоши мы видим суровую монументальность, прямые линии, простые формы и ощутимую мощь. Галереи словно врастают в тело храма, создавая единый, цельный объём.

Софийский собор — это пятинефный храм с обходными галереями, увенчанный шестью куполами. Пять куполов парят над нефами, а ещё один притаился над лестничной башней внутри галереи. Но главная особенность — все барабаны куполов находятся на одном уровне. Этот приём создаёт ощущение удивительной гармонии и строгости.

Цетральный купол собора с голубем. Авторство: Igor Luzhanov. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2088463
Цетральный купол собора с голубем. Авторство: Igor Luzhanov. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2088463
Неф — это длинное пространство внутри храма, которое простирается от входа до алтарной части.
План собора на конец XIX века
План собора на конец XIX века

Взгляд скользит по стенам, сложенным из известняка разных оттенков, по узким арочным окнам, прикрытым закомарами.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, разделённой лопатками на прясла, которое повторяет очертания прилегающего к ней внутреннего цилиндрического (коробового, крестового) свода.
Авторство: AeJse Trasarebre, Swedish National Heritage Board. originally posted to Flickr as Cathedral of St. Sophia, Novgorod, Russia, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10278990
Авторство: AeJse Trasarebre, Swedish National Heritage Board. originally posted to Flickr as Cathedral of St. Sophia, Novgorod, Russia, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10278990

Собор имеет длину 34,5 м и ширину 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м.

Фасад почти лишён декора. Почему так скромно? Дело тут не в скупости новгородцев, а в суровом климате. Любая лепнина быстро осыпалась бы, поэтому строители решили обойтись без излишеств.

Россия. Новгород. Фрагмент храма Софии Новгородской со стороны главного входа. Авторство: Борис Михайлович Кустодиев. https://load.russiainphoto.ru/search/photo/?author_ids=3609&page=9&paginate_page=1&index=2&page_size=10, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109406534
Россия. Новгород. Фрагмент храма Софии Новгородской со стороны главного входа. Авторство: Борис Михайлович Кустодиев. https://load.russiainphoto.ru/search/photo/?author_ids=3609&page=9&paginate_page=1&index=2&page_size=10, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109406534

В XI веке новгородская София, подобно своему киевскому прототипу, была парадным княжеским сооружением, символом власти и могущества.

Летописи утверждают, что собор начали расписывать в 1108 году. Но, к сожалению, от древних фресок остались лишь фрагменты. А самое трагичное — гибель огромного изображения Вседержителя в центральном куполе. В 1941 году немецкий снаряд попал в купол, и бесценная фреска была безвозвратно утрачена.

Сохранились фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов.

Пророк Соломон. Фреска в барабане храма. Авторство: Анонимный автор. scanned from: В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, стр. 89, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11356930
Пророк Соломон. Фреска в барабане храма. Авторство: Анонимный автор. scanned from: В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, стр. 89, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11356930

Также в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Ученые предполагают, что это был эскиз для мозаики, выполненный сильно разбавленными красками. А основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века. В Софийском соборе, в его строгих формах и мощном облике отразился характер новгородцев — вольных, независимых, практичных. Этот храм — не бледная копия киевского оригинала, а самостоятельное произведение искусства, рождённое под северным небом.

Спасибо за внимание, дорогие друзья! Всего вам доброго и до новых встреч!