Окончание. Начало здесь и здесь.
Для обеспечения развивающегося троллейбусного движения в Украинской ССР мощностей КЗЭТа и ЛАЗа всё равно не хватило, поэтому к производству троллейбусов на базе автобуса ЛАЗ-695 с октября 1963 года подключился и Одесский автосборочный завод (ОдАЗ), который с 1948 по 1959 гг. выпускал самосвалы ГАЗ-93. В 1959 году производство самосвалов было передано в Саранск, а в Одессе стали выпускать полуприцепы для тягачей ГАЗ, ЗИЛ и КАЗ марки ОдАЗ-784. При этом у завода остались свободные мощности и Минжилкомхоз УССР решил занять их производством троллейбусов ЛАЗ-695Т. После получения технической документации из Киева, в Одессе было развёрнуто серийное производство троллейбусов.
С львовского автозавода на ОдАЗ поступали автобусные кузова с элементами ходовой части, а с киевского завода им. Ф.Э. Дзержинского – электрооборудование, которое ставилось серийно на троллейбусы типа «Киев-2». В период с июня по сентябрь 1963 года происходили заводские и эксплуатационные испытания. В октябре того же года первые серийные машины стали поступать в Одесский троллейбусный парк. Всего до конца 1963 года на ОдАЗе было собрано 42 троллейбуса, 15 из которых стали работать в Одессе же, где получили городские инвентарные номера с 401 по 415. Они были отправлены на работу на недавно открытый маршрут номер 8.
В 1964-м году было выпущено 234, а в 1965-м – 202 троллейбуса ЛАЗ-695Т. Таким образом, общее число троллейбусов, выпущенных в Одессе – 478 штук.
ЛАЗ-695Т поступали только в троллейбусные хозяйства Украинской ССР. Они работали в городах: Алчевск (30 шт.), Винница (~6 шт.), Житомир (40 шт.), Запорожье (точных данных нет), Луганск (57 шт.), Львов (39 шт.), Одесса (35 шт.), Полтава (45 шт.), Черкассы (40 шт.), Чернигов (76 шт.), Черновцы (точных данных нет), Херсон (29 шт.).
Отличительной особенностью троллейбуса ЛАЗ-695Т одесской сборки было наличие резиновых листов под лестницей на воздухозаборнике и на крыше троллейбуса. Этим их можно было отличить на улице от троллейбусов производства ЛАЗ и КЗЭТ.
В 1968 году в качестве эксперимента в Житомире сделали два троллейбусных поезда из машин ЛАЗ-695Т.
Кузов автобуса ЛАЗ-695 имел очевидные недостатки для работы в крупных городах с большим пассажиропотоком: узкие двери, узкий проход между сиденьями, низкий потолок и отсутствие накопительных площадок. От троллейбуса «Киев-2» одесскому троллейбусу достались в наследство маломощный двигатель и недолговечное электрооборудование. Поэтому срок службы работы троллейбусов ЛАЗ-695Т был меньше, чем у его старших «братьев» - автобусов ЛАЗ-695Б и ЛАЗ-695Е. При поступлении в депо новых троллейбусов типа ЗИУ-5 и «Шкода», троллейбусники старались в первую очередь избавиться от ЛАЗ-ов. Их списывали, передавали в небольшие города, а где-то и переделывали обратно из троллейбусов в автобусы. Больше всего таких переделок было в Одессе, 9 из 35 ЛАЗ-695Т в 1968 – 1971 гг. были переделаны в ЛАЗ-695Е.
К началу семидесятых годов троллейбусы ЛАЗ были в основном выведены из эксплуатации.
Статья написана с использованием материалов Станислава Науменко, за что ему огромное спасибо.
Предыдущие статьи на тему:
При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Спасибо за внимание.