В предыдущей статье, посвящённой сравнительному обзору ГАЗ-66 производства компаний «Звезда» и Trumpeter, предположил, что переделать передний мост так, чтобы колёса можно было поворачивать, будет если и возможно, то совсем непросто. Так оно и получилось, именно что непросто. В этой публикации постараюсь по возможности подробнее рассказать, как это можно сделать, используя детали из набора, но прежде объясню, для чего вообще это делаю.
Дело в том, что считаю, любой автомобиль, у которого колёса зафиксированы в положении прямо, выглядит несколько «дубовато», как фотография в паспорте, а возможность вывернуть колёса, напротив, добавляет модели эстетической привлекательности. Очень жаль, что производители не уделяют этому узлу достаточное внимание, тем более что сделать это на стадии разработки модели достаточно просто. Как по мне, это с точки зрения ценности модели гораздо важнее, чем, скажем, высоко детализированный двигатель, невидимый под капотом в работах абсолютного большинства моделистов. За последние несколько лет собрал семь моделей автомобилей, и только в одной возможность повернуть колёса была заложена производителем. Это был КАМАЗ К-4386 ПВО Тайфун-ВДВ от 1/35 RPG-Model 35009.
В двух моделях от Trumpeter, ЗиЛ-131 и ГАЗ-66...
... а также обеих «Буханках» от «Звезды»...
...это удалось сделать, насколько помню, всего лишь поменяв алгоритм сборки. К сожалению, подробнее сказать не могу, так как во время их постройки не думал о том, что когда-нибудь буду вести канал, и, соответственно, не запоминал, что и как делал, а вот в подборке, посвящённой работе над ЗиЛ-130 производства AVD, этому посвящена целая статья. Вот ссылка.
Передний мост УАЗ-469 переделать не удалось.
Там было без вариантов, по крайней мере я таковых не нашёл.
Теперь непосредственно к процессу. Естественно, открыв коробку с моделью и махнув рукой на последовательность действий, которую предлагает инструкция, бросился собирать передний мост.
Отделив от платы детали для сборки под номером 17...
...понял, что надо будет принимать решение, которое не то чтобы закроет путь назад, но сделает его достаточно проблемным — от деталей F87 и F88 нужно было отделить фрагменты шаровой опоры. Надеюсь, что я не путаю технический термины, а если всё-таки путаю, поскольку ни в коем случае не механик, пожалуйста, поправьте. Прежде чем вырубить их, как ту ёлочку, под самый корешок предстояло просверлить отверстия для стальной проволоки вокруг которой должны будут вращаться колеса. Собрав передний мост не склеивая детали, понял, что без сборки рамы корректно выставить центральные оси для поворота колёс будет невозможно. Дело в том, что мост установлен под углом к плоскости рамы, а мои колёса от Э.В.М. имеют шины под нагрузкой, соответственно, если установить эти самые оси так, как диктует их положение на деталях F16, F27 и F-15, F26, нагрузка просто встанет на свои углы. Это было бы весело). Мне такое веселье не нужно, следовательно, сперва надо собрать раму и постараться найти правильное положение осей визуальным способом. Сказано — сделано. По инструкции сначала правая.
Затем левая сторона рамы.
Она сложносоставная, и для её корректной сборки неплохо бы иметь раскроечный коврик, он же коврик для резки, он же модельный коврик. Функционал от названия не меняется.
Стыкуемость у модели отменная. Могут присутствовать искривления деталей, так как у «Звезды» очень мягкий пластик, но это устранимо. Довелось читать отдельные комментарии о том, что кабина на раму садится некорректно, предположу, что в этих случаях некорректно собрана именно рама. В работе очень помогли микротиски от DSPIAE.
Хозяйке на заметку: очень удобно обрабатывать «неудобные» детали, собрав их в конечную конструкцию и закрепив, как на фотографии выше.
Собрав раму и установив передний мост, опять же при помощи разметки на раскроечном коврике определил перпендикулярное относительно рамы положение осей и просверлил отверстия в деталях шаровой опоры в сборе, благо что все детали стыкуются между собой очень плотно. Это самая ответственная часть из всего процесса, так как все действия выполнялись, что называется, «на глаз». Затем разобрал конструкцию и демонтировал упомянутые выше фрагменты шаровой опоры.
«Пробил» шаровые стальной проволокой...
... и получил рабочие детали. Обработал внутренние части так, чтобы они не мешали повороту.
Затем снова соединил внутреннюю и внешнюю детали шаровой опоры.
Внутренняя часть фиксируется на мосту, внешняя на диске колеса.
Собрал и установил мост на штатное место и рассверлил отверстие в поперечной рулевой тяге.
С помощью тянутых литников установил её на штатное место.
Конструкция не посажена на клей. Это только примерка. Всё будет разобрано и сложено в коробочки, ещё предстоят серьёзные работы с рамой, так как в планах установка вахтовки от ASK.
Хочется отметить то, что все детали моста очень точно и плотно фиксируются между собой без применения клея, что делает возможным многократно собирать и разбирать конструкцию. Это очень важно в ситуации, когда детали дорабатываются «на глаз». На этом по процессу все. Сейчас рама моей модели выглядит так.
Очень надеюсь на то, что удалось достаточно понятно объяснить логику и последовательность своих действий по переделке переднего моста. Если же это мне только так кажется, напишите в комментариях, что в описании процесса отражено недостаточно понятно, и я постараюсь дать более подробные разъяснения.
В ближайших планах сравнительный обзор моделей ЗиЛ-130 производства компаний «Звезда» и AVD. В этот раз решил не связываться с предзаказами в надежде сэкономить на дополнениях. Опыт показывает, что, как правило, экономии не получается, а вот время будет упущено точно. Удалось также нахватить кое-что для апгрейда модели. Обо всём доложу на канале.
Спасибо за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Всем удачи и творческих успехов.