Найти тему
Пыльная Полка

ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501. Часть 2 | Как повернуть колеса? - Легко | Подробная инструкция с иллюстрациями.

Во вводной статье подборки, которая будет посвящена работе над ЗиЛ-130 в тридцать пятом масштабе от компании AVD, я анонсировал переделку переднего моста модели, целью которой будет возможность поворачивать передние колёса. Тогда предположил, что сделать это будет достаточно просто, и с началом работы это мнение не изменилось. Так как модель достаточно свежая, решил оперативно выпустить эту статью в помощь коллегам, возможно она окажется полезной при постройке своего ЗиЛ-130. Начну с того, что при взгляде на четвёртый пункт инструкции становится ясно, что деталь С89 представляет из себя балку, отлитую заодно с частью поворотных кулаков, а C90 поперечную рулевую тягу с рычагами поворотных кулаков.

Фрагмент инструкции  ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.
Фрагмент инструкции ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.

На первом этапе необходимо разделить эти элементы на обеих деталях, то есть из двух сделать шесть. Если у вас есть модель-донор, сделать это с деталью С89 очень просто, с одной детали стачиваешь поворотные кулаки, а из другой вырезаешь балку с обоих, но это, как говорится, не наш метод.

Балка и поперечная рулевая тяга из набора ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.
Балка и поперечная рулевая тяга из набора ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.

Для того, чтобы отделить кулаки от балки необходим очень тонкий скальпель с обязательно свежим лезвием. Последнее условие считаю наиважнейшим, так как ни механическая, ни ручная заточка не сравнится с заводской. Возможно у вас другое мнение, я его оспаривать не буду, сам же предпочитаю не экономить на инструментах и меняю лезвия два-три раза за производство одной модели. Пользуюсь ножом для резки японской OLFA уже больше десятка лет. В модельной юности использовал медицинский скальпель, а позже тамиевский нож, но когда попробовал этот, купленный для вырезания трафаретов, стал работать исключительно им. Прикупил ещё один с удобной подставкой и сменных лезвий на несколько лет вперёд. Если вы не пользуетесь таким или подобным, советую попробовать, поверьте, качество и комфорт работы с пластиком выйдут на совершенно другой уровень. Буду рад, если в комментарии вы поделитесь своим опытом по части инструментов, это всегда очень интересно.

Ножи OLFA и TAMIYA.
Ножи OLFA и TAMIYA.

Что касается самого процесса отделения кулаков от балки, посоветую делать это постепенно, продвигаясь буквально по миллиметру, чередуя точки приложения усилия сверху, снизу, слева, справа, с середины, главное не торопиться и в конце концов кулак сам выпадет из балки.

Получившиеся отдельные детали можно по желанию слегка обработать, как это сделал я, если же у вас получится срезать кулак с большим зазором, этого можно не делать, всё равно видно не будет.

Часть поворотного кулака ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.
Часть поворотного кулака ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.

На втором этапе работы требуется самое тонкое сверло, какое есть в наличии и обязательно ручная, а не электрическая микродрель, ибо нужно будет просверлить самые тонкие отверстия, какие только возможно и сделать это по возможности строго по центру.

Небольшое лирическое отступление номер раз. Когда в начале девяностых внезапно начал осознавать себя моделистом, понял, что для работы совершенно необходимо иметь сверлильный прибор, способный делать микроскопические отверстия. Походы по магазинам ожидаемо закончились ничем, такое добро и при Советской власти то было в дефиците. Без особой надежды побрел на рынок. Прибора я там тоже не нашёл, однако на одном из прилавков заваленным отвёртками, гаечными ключами и другим подобным хламом увидел спичечную коробку. Не знаю, что меня сподвигло задать деду, который был владельцем всех этих сокровищ, вопрос о том, что находится внутри, но он взял её в руки и открыл. На прилавок высыпались микросверла различных диаметров, а на меня поток нецензурной брани соответственно. Однако, услышав волшебную фразу о том, что я куплю их все, мой хулитель мгновенно преобразился и помог собрать всё обратно в коробок. Я уже не помню, сколько я за него заплатил, но после расчёта дед тут же свернул торговлю и даже прошествовал со мной по приятельский беседуя до выхода с рынка. Там наши дороги разошлись: он пошёл в магазин известно зачем, а я, соответственно, домой к работе. Этот коробок до сих пор у меня на рабочем столе. Надо бы, конечно, заменить его на что-нибудь более презентабельное, но что-то руки не доходят.

Артефакт из девяностых с микросверлами внутри.
Артефакт из девяностых с микросверлами внутри.

Перед началом работы я бы посоветовал обозначить место вхождения сверла очень тонким шилом. Я пользуюсь самодельным, иглу для которого взял из обыкновенного советского циркуля, она достаточно тонкая и очень прочная, для работы с пластиком лучше не придумаешь.

Лирическое отступление номер два. Ручка этого сверла долгое время являлось ручкой моей первой микродрели. Приобретена она была у того же деда недели две спустя после первой покупки. Не знаю, где он её добыл, но совершенно ясно, что сделал это специально для меня. В качестве дрели это приспособление было жутко неудобно из-за своих размеров, но на безрыбье, как говорится... К слову сказать, нихромовая спираль, о которой речь пойдёт ниже, родом с того же прилавка. Вот такой вот шопинг :).

Шило и ручная микродрель.
Шило и ручная микродрель.

Что касается самого процесса, то сверлить надо поочередно с разных сторон, продвигаясь постепенно к центру и контролируя положение сверла в детали, постоянно её поворачивая, это позволит не уйти сверлу в сторону от центра.

Процесс высверливания отверстия в балке ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.
Процесс высверливания отверстия в балке ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.

Высверлив положенные отверстия, вставил в них нихромовую проволоку. Когда-то использовал её для изготовления поводков для рыбалки на кружки, чрезвычайно полезная вещь. Впрочем, можно использовать любую другую.

Левая часть детали С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в сборе.
Левая часть детали С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в сборе.

Сейчас хочу остановиться на очень важном аспекте, все манипуляции по переделке деталей лучше всего проводить в той последовательности, что представлена в этом описании, так как если сначала срезать и отделить всё намеченное, можно легко запутаться в том, что, как и с какой стороны собирать назад, тем более, что инструкция для модели такой детализации, как бы выразиться помягче, не подходит для детей младшего школьного возраста, вот, наверное, так правильно.

Деталь С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.
Деталь С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.

Прежде чем приступить к правой стороне балки, пришлось поменять лезвие, так как заметил, что его кончик обломился, после чего повторил все те же манипуляции, что и с левой стороны.

Деталь С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.
Деталь С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.

На фотографии ниже представлена деталь С89 в окончательном варианте. Части поворотных кулаков свободно вращаются на балке.

Доработанная деталь С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.
Доработанная деталь С89 ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.

Далее приступил к поперечной рулевой тяге. Тут всё ещё проще. Сначала срезал один из рычагов поворотного кулака. Затем высверлил отверстия в полученных деталях по аналогии с тем, как делал это в предыдущей части.

Соединил детали при помощи тянутого литника из набора RFM 5056 КВ-1 1/35, который считаю практически идеальным, ссылка на подборку статей о работе над ним ниже.

КВ-1 1/35 RFM 5056 | Пыльная Полка | Дзен

Литник использовал потому, что эта деталь не испытывает серьёзных физических нагрузок.

Поперечная рулевая тяга ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.
Поперечная рулевая тяга ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.

С нижней стороны литник оказался расклиненным в отверстии, сверху же я просто подплавил его. Это делает невозможным выпадение детали с одной стороны и оставляет возможность лёгкого демонтажа в случае необходимости. Всегда можно срезать оплавленную головку и вытолкнуть литник при помощи твёрдой проволоки.

Поперечная рулевая тяга ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.
Поперечная рулевая тяга ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501 в процессе доработки.

Аналогичные манипуляции произвёл с другой стороной детали С90. Вот так выглядят две готовые детали перед сборкой.

Доработанные поперечная рулевая тяга и балка ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.
Доработанные поперечная рулевая тяга и балка ЗиЛ-130 1/35 AVD 3501.

Зафиксировав рычаги на штатных местах, получил рабочий передний мост.

Это ещё не все переделки, касающиеся рулевого управления ЗиЛ-130. Предстоит обеспечить подвижность продольной рулевой тяги и сошки рулевого механизма. Ещё не разбирался, как это будет сделано, но наверняка процесс будет аналогичен описанному. Если нужно его разобрать подробнее, напишите, пожалуйста, в комментариях, и я это сделаю, а для интересующихся автомобилями в масштабе1/35 создал на канале подборку публикаций, ссылка на нее ниже.

Автомобили в масштабе 1/35. | Пыльная Полка | Дзен

На сегодня это все. Если в процессе сборки будет что-нибудь достойное внимания, обязательно отражу в следующей публикации, которую вы сможете прочитать на канале "Пыльная Полка", вот ссылка на него.

Пыльная Полка | Дзен

Спасибо за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Всем удачи и творческих успехов.