Сегодня я хотел бы предложить вашему, друзья, вниманию главу из книги Александра Плеханова «The Metal Road. Воспоминания металлиста восьмидесятых»(Вторая редакция). Печатается с согласия автора.
38 лет назад, где-то в середине осени 1987 года, появился на Горбушке, а затем и в других местах сбора меломанов, меломанов-барыг и просто пластиночных барыг, дебютный альбом никому неизвестной на тот момент американской группы Guns N' Roses «Appetite for Destruction».
Событие, как тогда казалось, абсолютно ничем не примечательное. Ну подумаешь, ещё одна пластинка, ещё одного коллектива. Такие на «толкучках» появлялись едва ли не каждую неделю и, как правило, все эти пластинки были обычным «порожняком», который ни себе в коллекцию не оставить, не продать с хорошим наваром. Последнее обстоятельство играло для любого уважающего себя меломана очень важную роль, потому как знакомство с новыми группами могло быть только при условии постоянной ротации пластинок. Поэтому, хочешь не хочешь, но любой меломан невольно становился не только покупателем новых альбомов, но и продавцом. Не скинешь старый альбом, не купишь новый – это правило распространялось даже на тех завсегдатаев «толкучек», кто не имел проблем с деньгами.
Вот почему народ не проявил к Guns N' Roses особого интереса, сразу же прикинув, что купив его, потом от него если и избавишься, то с большим трудом. Да и на кассеты его много не отпишешь, потому как группа неизвестная. Тогда никто не мог знать, что альбом «Appetite for Destruction» очень быстро станет мировым мегабестселлером и разойдется по свету тиражом 31 миллион штук. А группа Guns N' Roses очень быстро станет сверхпопулярной, а затем и культовой.
Но один человек, пусть и не обладая даром предвидения, тем не менее очень точно сумел «просчитать» будущее этой пластинки, да и самой группы. Звали его Виктор Нестеров и, к огромному сожалению, он покинул этот мир и наверняка сейчас хорошо проводит время далеко от нас, вместе со своим кумиром, Лемми Килмистером. Именно Нестеров предсказал счастливую судьбу как альбому, так и группе, а случилось это потому, что никто кроме него не обладал воистину фантастической способностью скупать всякий, скажем так, неликвид. В то время как ушлые меломаны покупали «проверенный товар», к которому относились Iron Maiden, Metallica, Ozzy Osbourne, Slayer, Kreator, Destruction, Celtic Frost, Possessed, King Diamond т тд. Виктор мог отлучиться куда-то в сторонку и потом неожиданно вынырнуть с купленным только что диском Gorky Park. Или ещё чем-то таким же неликвидным.
На вопрос, зачем он это купил, он всегда простодушно улыбался и говорил одно и то же:
– Как зачем? Интересно же послушать!
Потом, правда, для него наступал долгий и мучительный период избавления от проблемной пластинки, который мог тянуться месяцами и, как правило, приводил к финансовым потерям. Но Виктор, будучи оптимистом, горевал об этом недолго, полученный опыт его ничему не учил и он продолжал приобретать диски, от которых все обычно шарахались. Однако, он открывал для себя новые имена и ради этого готов был пойти на некоторые финансовые потери.
Читатель наверное уже догадался, что именно Нестерову выпала сомнительная честь стать одним из первых моих знакомых, кто решился на покупку «Appetite for Destruction». Именно он, с его любовью к анализу всех бывших в его распоряжении дисков, дал ему пожалуй самую точную оценку – дрянь, но будет популярной. И ведь как в воду глядел. Так уж получилось, что у меня практически одновременно с покупкой Нестеровым этой пластинки, оказался журнал Metal Hammer где как раз была рецензия на дебютник «ганзов». Как обычно, обложившись немецкими словарями, я ради интереса решил узнать, что пишут о Guns N' Roses западногерманские рок-журналисты и очень быстро понял, что и они не в восторге от «Appetite for Destruction». Более того, назвали альбом донельзя вторичным и страдающим кучей заимствований.
Сам я познакомился с ним пару недель спустя, после того как Нестеров зашел ко мне с кассетой и мне хватило пары песен, чтобы с ним полностью согласится – дрянь. Причем редкостная. Однако Виктор продолжал настаивать на том, что группа будет популярной.
– Почему?! – искренне удивился я. – Тут же ничего нет, ни мелодии, ни вокала, ни идей. Гитара, единственно, неплохая, а в остальном – голимый порожняк.
– Вот поэтому и будет, – рассмеялся Нестеров. – Урла такую пое.. (он употребил нецензурное слово) любит.
Он оказался прав. Мало какому коллективу так нереально «фартануло» как Guns N' Roses. Хотя, как это не раз уже бывало, дело было в банальной раскрутке, ведь издавались «ганзы» на Geffen Records, а эта контора могла раскрутить хоть хор с ближайшего кладбища. Любая группа, с которой решались работать менеджеры этого рекорд-лейбла, считай, автоматически становились без пяти минут звездами. Если, конечно, хотели звездами стать и не валяли дурака. Впрочем, «ганзы» по части дуракаваляния были известные мастера, однако это не помешало им получить суперзвездный статус. Более того, их «оформили» в Зал Славы рок-н-ролла, в 2012 году, в то время как Deep Purple там прописались только в 2016.
Добавила популярности альбому – в США уж точно – скандальная обложка, из-за чего многие торговые сети отказались реализовывать пластинку. Что американская пресса тут же с удовольствием обсосала, вызвав интерес к Guns N' Roses. Впоследствии обложку пришлось заменить на более нейтральную, но дело было сделано – падкая на скандалы публика кинулась узнавать, что же это за коллектив такой и большинству слушателей группа неожиданно хорошо «зашла». Да так хорошо, что «Appetite for Destruction» начал разлетаться как горячие пирожки. Даже у Нестерова он надолго не задержался и примерно через полтора месяца после покупки он его на что-то обменял. Всё ещё не подозревая, что избавился от одного из тех дисков, что вскоре войдет в историю мировой рок-музыки, как один из самых продаваемых. Например, легендарная британская группа Uriah Heep ударно трудилась все семидесятые годы прошлого века, выпустила 12 альбомов, которые очень хорошо продавались. Однако за семидесятые годы Uriah Heep продали примерно столько же дисков, сколько продали Guns N' Roses, выпустив всего лишь свой дебютник. Который лично я не смог дослушать до конца ни разу, за все прошедшие с 1987 года десятилетия. Да и все мои знакомые того периода посчитали его не стоящим внимания и откровенно «мусорным», и дело даже не в том, что все они отдавали предпочтение таким жанрам как speed и thrash metal. Например, когда через полтора года на Горбушке появился дебютник других американцев – Skid Row, его восприняли очень тепло и не считали зазорным переписывать себе на кассету.
Лично для меня до сих пор остается загадкой – почему одни группы обречены на успех, в то время как другие, почти такие же, а то и значительно лучше, всю свою карьеру прозябают на вторых ролях. Почему из всего того разнообразия американских групп, чьими дисками была завалена Горбушка и другие толкучки в конце восьмидесятых годов, суперзвездного статуса добились только Guns N' Roses да Motley Crue? А не Faster Pussycat, Poison, Keel, L.A. Guns, Cinderella, Ratt, Warrant, Britny Fox, Kix, Winger и тд. И ведь не спишешь всё на раскрутку «ганзов» менеджерами рекорд-лейбла, ведь все перечисленные команды тоже работали с серьезными фирмами. Например, давно и напрочь позабытая группа Britny Fox свой дебютник выпустила на Columbia Records, а эта контора была посерьезнее Geffen Records. А Cinderella подписала контракт на дебютный альбом с Mercury Records – объяснять меломанам что это за фирма смысла не имеет.
Несмотря на то, что многие из вышеперечисленных групп считались коммерчески успешными, а некоторые даже очень успешными, никому из них не удалось достичь высот Guns N' Roses. Эта группа стала одним из немногих представителей так называемого «тяжелого рока», реализовавшая за свою карьеру более 100 миллионов дисков. Чего лично я до сих пор не могу объяснить, ведь я прекрасно помню как свою реакцию на альбом 1987 года, так и реакцию знакомых. Да собственно, реакции как таковой не было, потому что «Appetite for Destruction» банально никто в упор не заметил и если бы не Нестеров, я бы его не замечал ещё несколько лет, а может и десятилетий. Но, видать, у «ганзов» на роду было написано – стать известными и богатыми. Капризные мадам Судьба и Фортуна избрали их своими любимчиками, а уж если эти дамы положили на тебя глаз, то от известности и пухлых пачек денег тебе не отвертеться при всём желании. Только так я могу объяснить всю ту галактическую славу, что обрушилась на откровенно посредственный и вторичный коллектив, что в своё время совершенно точно было подмечено журналистами Metal Hammer.
P.S. Я посчитал что ссылка на сам альбом в данном случае окажется вполне уместной:
Сам я осенью 1987 года только что демобилизовался и новинки музыки в тот момент не отслеживал. А данный альбом впервые услышал...наверное в 1989-м. Но наверное он тогда не произвёл на меня впечатление по несколько иной причине - в то время я слушал в основном "новую волну", а из "металлических" групп у меня тогда почти ничего и не было. Разве что седьмой альбом Whitesnake, да альбом Among the Living группы Anthrax.