Ух, опять на неделю пропала я, опять! Надеюсь в дальнейшем так не пропадать... Но как получится, ибо человек предполагает, а бог располагает.
Однако я отвлеклась. Об "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина и поговорим.
Сюжет
В центре повествования — город Глупов и его градоначальники, такие разные и похожие одновременно.
Брудастый был грозным правителем и не общался с жителями, произносил фразу:"Не потерплю!". В голове был прибор, похожий на орган. Однажды он сломался, и этот вопрос решали так второпях, что стало два Бурдастых, а потом — анархия.
Двоекуров — градоначальник-просветитель. Вымостил две улицы, ввëл пивоварение и мëдоварение, хлопотал об открытии академии в Глупове... Однако не пренебрегал розгами.
Фердыщенко же в отличии от Двоекурова был глуп и сладострастен. Отняв у мужа жену Алëнку, а потом Домашку у Стрелецкой слободы, он таким образом заставил страдать город от засухи и пожара.
Бородавкин пародировал Двоекурова, хотел создать академию, однако не вышло, поэтому построил съезжий дом. Ввëл четыре войны за "просвещение" и три — против. Вымостил площадь.
Негодяев разрушил вымощенные в городе улицы и из камня настроил монументов. Бедные жители обросли шерстью.
Микаладзе — мягкий и добрый градоначальник. Любил внимание женщин(при нëм население Глупова стало больше в два раза и процветало).
Беневоленский обожал сочинять законы. Обыватели разбогатели и располнели.
Прыщ имел фаршированную голову. Не занимался управлением города, дав свободу горожанам.
Иванов был глуп, мал ростом и не мог издавать законов.
Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио ходил в женском платье. Оказался женщиной.
Грустилов имел сентиментальную натуру, но это не мешало ему быть сладострастным. При нëм в моду у жителей поклонение славянским богам, разврат и лень. Спохватился слишком поздно.
Угрюм-Бурчеев — жестокий идиот. Разрушил Глупов, создав в другом месте Непреклонск. Заставлял обывателей маршировать, разрушал семьи, разделяя жëн и мужей, соединяя подходящих по росту. Исчез при странном обстоятельстве...
Все, как я сказала, разные, но объединяет их одно — сознание своей безграничной власти.
Сатира и намеренная нелогичность
Автор смеëтся не только над градоначальниками и глуповцами, но и над социальным строем Российской империи.
Намеренная нелогичность проявляется, например, когда Бородавкин ввëл первую войну за "просвещение", назначив поход на Стрелецкую слободу. Сам писатель пишет, что можно было за полчаса добраться до слободы без жертв, а не скитаться три дня. Ещё оловянные солдатики, которые словно живые, летающий градоначальник, фаршированная голова и орган... Можно продолжать долго! На то Салтыков-Щедрин сатирик.