Что будет если прокатиться пьяным на электросамокате или велосипеде? Нужны ли права и регистрация ТС в ГИБДД? Ответ не так очевиден, как кажется — всё решают технические характеристики. В этой статье разберём, как не попасть в ловушку закона и не остаться без прав из-за «безобидной» поездки.
1. Могут ли пользователя электросамоката приравнять к водителю мопеда?
Суть дела:
Гражданин оспорил постановление за управление транспортным средством в состоянии опьянения, указав, что управлял электросамокатом, который нужно считать «средством индивидуальной мобильности». Значит, его неправомерно посчитали водителем и лишили водительских прав. Чем закончилась история? Что будет если характеристики электросамоката (в т.ч. высокая мощность), позволяют квалифицировать его как мопед?
Итак, пьяный самокатчик против системы
В далёком 2023 году, когда электросамокаты уже не были диковинкой, а штрафы за них — вполне себе реальностью, некто Б. решил прокатиться на своём «Kugoo» по Новгородской области. Время было дневное, настроение — видимо, тоже, потому что в какой-то момент Б. оказался в центре внимания сразу двух инспекторов ДПС. И вот тут началась настоящая драма, достойная пера Гоголя, а может, и Кафки.
Из имеющихся в деле материалов следует, что Б. управлял двухколесным механическим транспортным средством (электросамокатом) марки "Kugoo ES2 (350V)", у которого:
- · максимальная скорость составляет 30 км/ч,
- · а номинальная мощность электродвигателя - 350 Вт (0,35 кВт)
Самокат, который стал мопедом, или как техника подвела человека
Б. был остановлен за рулём электросамоката, который, по мнению инспекторов, был не просто средством индивидуальной мобильности, а самым настоящим мопедом. Почему? Потому что мощность двигателя — 350 Вт, скорость — до 30 км/ч, два колеса, всё как надо. А значит, и права нужны, и ответственность — будь здоров. Самокат, как выяснилось, оказался не просто игрушкой, а настоящим транспортным средством по всем канонам КоАП РФ.
Запах алкоголя и алкотестер: классика жанра
Инспекторы, не теряя времени, предложили Б. пройти освидетельствование. Запах алкоголя изо рта, прибор показал 0,551 мг/л — тут уж не отвертишься. Б. не стал спорить, расписался в акте, что согласен с результатами. Всё по науке: понятые, подписи, видеозапись, фотки — полный набор доказательств, чтобы потом не было мучительно больно.
Судебная карусель: отмена, возврат, снова виновен
Первый суд признал Б. виновным, влепил штраф 30 000 рублей и лишил прав на 1 год 8 месяцев. Но тут случился неожиданный поворот: районный суд отменил это решение и отправил дело на новое рассмотрение. Казалось бы, вот оно — спасение! Но нет, второй заход закончился тем же: штраф, лишение, всё как в первый раз. Апелляция не помогла, районный суд остался непреклонен.
Кассация: последняя надежда и последний гвоздь
Б. не сдаётся, идёт в кассацию. В жалобе — целый трактат: и доказательства не те, и суды необъективны, и самокат — не транспортное средство, а так, средство для души. Просит отменить всё и прекратить дело. Но судья Косицына-Камалова не впечатлилась. Дело изучили, доводы выслушали, но выводы остались прежними.
Ключевые доводы суда: почему Б. не ушёл от ответственности
- Все доказательства собраны и оценены по закону, нарушений процедуры нет
- Самокат Б. по своим характеристикам — мопед, а значит, права нужны, и ответственность наступает по полной
- Отсутствие госрегистрации значения не имеет, потому что скорость самоката не превышает 50 км/ч.
- Экспертиза не обязательна, технические характеристики подтверждены документами и самим Б.
- Б. сам согласился с результатами освидетельствования, подписи поставил, возражений не было
- Права разъясняли, видеозапись есть, понятые присутствовали, всё по букве закона
- Доказательства допустимые, последовательные, противоречий нет
- Доводы о предвзятости инспекторов и судей — не подтверждаются ничем, кроме фантазии Б.
- Жалобы Б. — это просто несогласие с оценкой доказательств, а не реальные основания для отмены решения
Подробная аргументация суда с цитатами:
- · Утверждение Б. об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения в связи с тем, что управляемое им средство индивидуальной мобильности электросамокат не является транспортным средством, подлежит отклонению
- · "Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (устройство на колесном ходу категории L, M, N, O, велосипед с двигателем, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, мотоблок, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных) (п.2 Правил учета ДТП, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020 года N 1502). Согласно примечанию ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
- · Из изложенного следует, что в целях применения других статей главы 12 КоАП РФ (в том числе ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) под транспортными средствами понимаются также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право
- · В пункте 1 статьи 25 закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" приведены категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, в том числе указано, что в категорию транспортных средств "M", на управление которыми также требуется специальное право, включены мопеды. Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ", под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются, помимо прочего, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед)
- · Под "мопедом" понимается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (пункт 1.2 ПДД)
- · "Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства) (пункт 1.2 ПДД)
- · Для сравнения: "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч (пункт 1.2 ПДД)
- · Указанные нормативные акты, как разъяснил Пленум ВС РФ, не содержат указания на то, что при квалификации транспортного средства, в качестве "мопеда", значимым является его наименование в качестве такового, а не технические характеристики.
- · Как следует из приведенного в пункте 1.2 Правил дорожного движения понятия "мопед", помимо конструктивных особенностей данного транспортного средства в виде двух или трех колес, к иным его характеристикам относится скорость (не превышающая 50 км/ч), а также характеристики двигателя (в том числе электродвигателя номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт). Каких-либо иных особенностей конструкции, исключающих квалификацию транспортного средства в качестве мопеда, в указанном определении не приведено.
- · Само перечисление таких транспортных средств как электросамокаты в понятии "средства индивидуальной мобильности" не исключает того, что их конструктивные характеристики (в частности два колеса), а также технические характеристики (по мощности электродвигателя) могут характеризовать такие транспортные средства (электросамокаты) и в качестве "мопедов".
- · Приказом Росстандарта от 6 декабря 2022 года N 1446-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 70514-2022 "Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний", который в частности исключает из числа электрических средств индивидуальной мобильности устройства, развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч.
- · В соответствии с классификацией, установленной подпунктом 1.1 приложения N 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 (ТР ТС 018/2011), к категории "L" относятся мототранспортные средства, в том числе мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе: категория L1 - двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся, в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
- · Довод жалобы о том, что автотехническая экспертиза по делу не проводилась, сам по себе, иных выводов по делу не влечет, поскольку экспертное исследование в предмет доказывания по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ не входит.
- · Довод жалобы о том, что мировой судья оставил без рассмотрения, заявленные Б. и его защитником ходатайства о признании технических характеристик недопустимым доказательством и переквалификации деяния на ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Что по поводу регистрации мопеда в ГИБДД?
- · Из имеющихся в деле материалов следует, что Б. управлял двухколесным механическим транспортным средством марки "Kugoo ES2 (350V)", максимальная скорость которого составляет 30 км/ч, а номинальная мощность электродвигателя - 350 Вт.
- · При наличии таких технических характеристик, а также конструктивных особенностей технического устройства, является обоснованным вывод нижестоящих судебных инстанций о том, что Б. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, так как управляемое им транспортное средство является мопедом, то есть транспортным средством в значении, применяемом и для целей квалификации действий лица по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, право на управление которым должно быть подтверждено водительским удостоверением, с учетом примечания к ст. 12.1 КоАП РФ
- · Наличие либо отсутствие государственной регистрации имеет значение для автомототранспортных средств с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тогда как транспортное средство, под управлением Б. такими скоростными характеристиками не обладает, что установлено в обжалуемых постановлении и решении, вследствие чего отсутствие государственной регистрации названного транспортного средства правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.
Судебная мораль: не всякий самокат — игрушка, не всякий спор — выигрыш
В итоге судья Косицына-Камалова оставила всё как есть: штраф, лишение, жалобу — в корзину. Все права Б. были соблюдены, доказательства — железобетонные, а самокат — таки мопед. И никакая ссылка на «другую судебную практику» не помогла: каждое дело — индивидуально, а тут всё ясно как день.
Основание: Постановление 3-го КСОЮ от 20.08.2024 N 16-3025/2024. Аналогичная практика: Постановление 1-го КСОЮ от 08.08.2024 N 16-2795/2024, Постановление 7-го КСОЮ от 18.12.2024 N 16-4716/2024 (тексты судебных актов читайте в нашем ТГ-канале по ссылке https://t.me/advokat_usov/1668 )
Вывод. Нужны ли водительские права на электросамокат?
- · Для электросамокатов мощностью в диапазоне от 0,25 кВт до 4 кВт нужны права категории «М». Она автоматически открыта у всех, кто владеет правами любой другой категории (либо может получить её отдельно с 16 лет).
- · Для электросамокатов мощностью свыше 4 кВт или скорость которых превышает 50 км/ч, такой транспорт уже считается мотоциклом и требует категории «А».
2. Прокатные самокаты из кикшеринга это СИМ, мопед или мотоцикл?
Большинство электросамокатов в сервисах проката (кикшеринге) имеют мощность менее 0,25 кВт, чтобы считать их средствами индивидуальной мобильности (СИМ), права на которые не нужны. Это и логично, поскольку дает возможность привлекать самый широкий пул клиентов, в т.ч. без водительских прав.
Многие даже перестраховываются делая аппаратное ограничение скорости до 25 км/ч, чтобы соответствовать Приказу Росстандарта от 6 декабря 2022 года N 1446-ст о введении в действие ГОСТ Р 70514-2022 "Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний", который в частности исключает из числа электрических средств индивидуальной мобильности устройства, развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч.
Яндекс Go даже ограничивает доступ в сервис пользователям младше 18 лет, а на случай инцидента действует страховка, которая применяется как в отношении пользователя, так и к окружающим.
Делаем выводы. Когда электросамокат это СИМ, когда мопед, а когда – мотоцикл:
- Мощность двигателя электросамоката до 0,25 кВт — это средство индивидуальной мобильности (СИМ), прав не требуется
- Мощность двигателя электросамоката от 0,25 кВт до 4 кВт — электросамокат приравнивается к мопеду, для управления нужен комплект прав категории «М»
- Мощность свыше 4 кВт — электросамокат считается мотоциклом, для управления требуется категория «А» (мотоциклы) — это включает категории А1, А2 и А в зависимости от мощности.
3. Ответственность за управление велосипедом в нетрезвом виде: лишение водительских прав?
Ответ на этот вопрос – читайте на нашем сайте по ссылке https://krd.iusov.ru/samokat-taki-moped-ili-net-chto-budet-esli-prokatitsya-pyanym-na-elektrosamokate/
4. Как быть с моноколесом? Это средство индивидуальной мобильности (СИМ) или мопед?
Если человек управляет моноколесом с мощностью электродвигателя более 0,25 кВт в состоянии опьянения, его действительно могут лишить водительских прав по ст.12.8 КоАП РФ. В недавней судебной практике были случаи, когда за езду на моноколесе с мощностью 1,900 Вт в нетрезвом виде суд признавал моноколесо транспортным средством (приравненным к мопеду) и назначал наказание: штраф 45,000 руб. и лишение водительских прав на 1,5 года.
В пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ действительно содержится определение мопеда: это двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство с определенными характеристиками. Моноколесо же, по текущему законодательству, не подпадает под определение мопеда, поскольку является одноколёсным устройством. Оно отнесено к категории средств индивидуальной мобильности (СИМ), наряду с электросамокатами, гироскутерами и сигвеями. СИМ — это транспортные средства, имеющие одно или несколько колёс, управляемые стоя (или сидя), но не являющиеся полноценными мопедами, велосипедами или мотоциклами по конструкции и определению ПДД.
Однако в судебной практике иногда моноколесо с мощностью двигателя более 0,25 кВт приравнивают к мопеду. Это делается на основании того, что в ПДД нет других категорий для электросредств передвижения с высокой мощностью, кроме как мопед (для двух- и трёхколёсных) и механических транспортных средств. Формально пункт 1.2 ПДД требует для мопеда двух или трёх колёс, но в отсутствие чёткого регулирования суды или инспекторы в спорных случаях могут ссылаться на технические параметры, такие как мощность двигателя и максимальная скорость, а также аналогию закона, чтобы обосновать более строгое наказание — включая лишение водительских прав.
--------------
Вам могут быть интересны наши лайфхаки и статьи на тему «Автоюрист»
Запутались в правовых вопросах? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы рассказываем как их решать - https://t.me/advokat_usov