Найти в Дзене

Таинство Соборования: умилостивление Бога за грехи или лечение тела?Протоиерей Леонид Власов.

Оглавление

Когда мы слышим слово Соборование, чаще всего вспоминаем о нём только в период Великого поста или когда кто-то тяжело заболел. Многие считают, что это таинство предназначено исключительно для телесного исцеления. Но на самом деле смысл и глубина Соборования куда шире. Один мудрый батюшка как-то сказал: Соборование — это таинство умилостивления Бога за наши грехи. И в этих словах — большая правда.

Исповедь — только начало пути.

Нередко бывает так: человек пришёл в храм, поисповедался — и с чувством выполненного долга ушёл домой. Но исповедь — это не точка, это запятая. Это не конец покаяния, а лишь его начало. Ведь есть разные грехи — удобопростительные, которые прощаются легко, и тяжкие, смертные, за которые положено духовное врачевание: епитимия, дела исправления, внутренняя перемена.

Однако на практике мы часто не приносим плода покаяния. В Евангелии сказано:

«Сотворите же достойный плод покаяния» (Лк. 3:8).

То есть одного сожаления недостаточно. Нужны перемены в жизни, борьба с грехами, добрые дела. А мы, увы, часто ограничиваемся только словами на исповеди, и потом возвращаемся к привычной жизни, как будто ничего и не было.

Священники и епитимия: найти меру.

Священник на исповеди должен быть как врач. Он должен определить, что «болит» у души, и назначить правильное «лечение». Но бывает и так, что епитимии не даются совсем — из жалости, усталости или страха оттолкнуть человека. А иногда наоборот — накладываются слишком суровые, непосильные наказания, от которых душа только уходит дальше.

Вот тут и становится особенно важным Таинство Соборования.

Зачем нужно Соборование?

Соборование — это не только исцеление тела, но и прощение грехов, совершённых по неведению или забывчивости, и умилостивление Бога, если мы не принесли настоящего плода покаяния.

Священное Писание говорит, что болезни часто бывают следствием грехов:

«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Заметьте — речь идёт не только об исцелении тела, но и о прощении грехов.

Когда человек живёт во грехе, а потом вдруг начинает болеть, это не всегда случайность. Часто болезнь — это зов Божий к покаянию. Господь через болезнь напоминает человеку: «Остановись, подумай о душе». И именно тогда Таинство Соборования может стать мощной помощью — как духовной, так и телесной.

Почему мы не замечаем результат?

Иногда люди говорят: «Вот, я соборовался — и всё равно болею». Но дело не всегда в том, чтобы болезнь моментально исчезла. Часто Бог ослабляет болезнь, а не полностью её убирает. Это как раз и есть проявление Его милости.

Соборование может не дать моментального чуда, но оно
смягчает душу, умиротворяет сердце, даёт надежду и внутреннее укрепление. Это очень важно на пути к спасению.

Не только для умирающих.

Существует распространённое заблуждение, что Соборование нужно только тем, кто при смерти. Да, конечно, в древности это таинство называли елеосвящением, и оно совершалось над очень больными. Но смысл его не в подготовке к смерти, а в очищении души, примирении с Богом, духовном обновлении.

Именно поэтому в храме накануне Пасхи совершается общее Соборование для всех желающих. Это возможность пройти глубокое покаяние, особенно если за год накопилось многое, что не было ни осмыслено, ни исповедано.

Соборование и другие таинства.

Таинство Соборования — не отдельное «лекарство». Оно связано с другими таинствами Церкви. Это продолжение покаяния, это подготовка к Причастию. Оно не заменяет исповедь, а дополняет её.

Если мы не приносим плод покаяния, как должно, если не исправляемся — то Соборование становится для нас шансом на милость Божию.

И действительно, как говорили святые отцы:

«Всё наше спасение — в умилостивлении Бога».

А умилостивление возможно только через покаяние, молитву и участие в таинствах Церкви.

Соборование — это не магия, не автоматическое прощение, и не альтернатива исповеди. Это глубокое, святое таинство, в котором Бог касается сердца человека, смиренно просящего прощения.

Да, Господь может и телесно исцелить — если это будет на пользу душе. Но главное — чтобы в этом таинстве мы осознали, как велика Его любовь и как важно нам самим измениться.

И пусть каждого из нас Господь укрепит на этом пути.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).