Найти в Дзене
Тайна - это ты

Почему ребенок видит странное?

"Я в детстве во всякие страшилки не верила, ничего не боялась. До того случая. Мы тогда жили у бабушки с матерью и сестрой, мне было лет 5-6. Квартирка маленькая, спали мы тогда вместе в одной комнате, а у бабушки своя была комната. Как-то ночью, часа в три, я проснулась и побежала в туалет. Спокойно сходила и пошла обратно спать. И вот, когда я вошла в нашу комнату обратно, у меня случился шок".

Я автор канала о клинической психологии. Пишу много о мистике, домовых, приведениях, магических обрядах, и часто сталкиваюсь с возмущением и недоумением людей, которые ничего о психиатрии не знают. Стыдят, винят, высмеивают, оскорбляют специалиста за то, что серьезно относится к теме потустороннего, сверхъестественного. Почему-то уверены, что видения, голоса, страхи - это не про расстройства, не про психотические и психозоподобные переживания, а про нечто, что к мозгу, нервной системе, личности отношения не имеет. К сожалению, до сих пор большинство населения так не смогло вникнуть в базовые понятия, связанные с психическим функционированием, личностной организацией. И вникать не хотят. Если специалист пишет на языке науки, то такие статьи мало понятны, мало интересны, их не читают. А если используешь язык бытовой, то вроде как и не специалист, пишешь чушь. Очень тяжело бывает, но нельзя опускать руки. Тысячам детей и взрослых, которые сталкиваются с чем-то странным, нужны помощь и поддержка.

"На кресле, сбоку от кровати, сидела странная фигура. По виду женщина лет 60, толком разобрать, в чем одета, не смогла. Она была вся черная, но прозрачная. При этом объемная, как будто из какого-то черного желе, даже сравнить не с чем. И видела я ее прямо перед собой, где-то на расстоянии в метр. Я молча стояла и смотрела, не зная, что делать, у меня был ступор. Но фигура как будто меня не замечала и не двигалась. Просто сидела, словно задумалась и смотрела куда-то вдаль".

Невроз - название группы функциональных нервных расстройств, вызванных стрессом или психологическими травмами. Когда наша психика сталкивается с чем-то, что не может "переварить", то человек буквально тонет в боли, страхе, безнадежности. Вот и возникают различные симптомы, мы становимся раздражительными, плаксивыми, тревожными. Невроз не является психическим заболеванием, когда человек не различает, где реальность, а где фантазия, но если речь о ребенка, то стресс может приводить к тому, что ребенок видит нечто странное, пугающее. Врачи давно выяснили, что на возраст 5 лет приходится пик детских неврозов. Почему? В 5 лет происходит резкий скачок в интеллектуальном развитии. Ребенок узнает про смерть, про отношения, про жизнь, про прошлое, про работу, про секс. Огромный поток информации нужно за короткий период усвоить, сформировать отношение. Если в этот момент в семье происходят негативные события, нет стабильности, много тяжелого, то это приводит к срыву психической адаптации и возникновению симптомов нервно-психического характера.

"Казалось, меня просто не заметили. И я пользуясь этим, видимо, от шока просто запрыгнула в кровать и залезла под одеяло с головой. Было тихо, сестра с мамой не проснулись, я почему-то не стала их будить, было очень страшно. И в итоге я уснула. Утром мне, конечно, никто не поверил, но с тех спать без света мне страшновато. Я не знаю, что это было. Но помню очень отчетливо. Потом наступил подростковый период, об этом уже не было времени думать, начались другие проблемы".

Девочка помнит все детали той ночи. "Проснулась и побежала в туалет, было уже невтерпеж. В это время мама и сестра спали. Туалет и ванная в коридоре между кухней и входной дверью. Ничего странного там не было". Помнит хорошо образ женщины в черном. А вот почему семья жила у бабушки - про это не пишет. Где папа девочки? Почему мама сдочками вернулась в маленькую квартирку? Где дедушка? Почему бабушка живет одна? Реальность осталась скрытой, от неё люди отвернулись, туда смотреть не хочется, но мы понимаем, сколько может быть в ней боли и ярости, одиночества и оставленности. Девочка рассказывает бабушке, маме, сестре о том, как ей было ночью страшно. Но никто девочке не верит, словно эмоции нечто пустячное, детское, глупое. Общее нервно-психическое напряжение остается непрожитым, и однажды снова возникнут странные симптомы. Следующий пик приходится на 17 лет, когда человеку нужно выходить в жизнь и отвечать за свою судьбу. Как это сделать, если нет поддержки мамы и папы? Страшно...

"Где-то к концу школы начались у меня странные сны. Очень реалистичные, короткие, со всякими страшилищами. И я задумалась обо всех этих вещах".