Многие люди, особенно в начале воцерковления, сталкиваются с вполне закономерным вопросом: почему православные просят святых молиться за них, если мы знаем, что единственный посредник между Богом и человеком — это Иисус Христос?
Этот вопрос действительно важен. И ответ на него кроется не в каком-то противоречии, а в глубоком понимании сути христианской молитвы, церковного единства и любви.
Христос — единственный путь к Богу.
Начать нужно с самого главного. В Послании к Тимофею апостол Павел прямо говорит:
«Ибо един Бог, единый и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
То есть, действительно, никакой человек, ангел или даже святой не может заменить Христа. Только через Него мы приходим к Отцу. Только Он — наша дверь к спасению, только через Него мы причащаемся вечной жизни. Как сам Господь говорит:
«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Это абсолютная истина. И Церковь никогда не ставила ни одного святого выше или рядом со Христом. Но молитвы святым — это не путь в обход Спасителя. Это проявление церковного общения, духовной поддержки и взаимной любви, которая не прекращается даже после смерти.
Просим не вместо, а вместе.
Когда мы просим святых помолиться за нас, мы не обращаемся к ним как к богам. Мы просим их именно помолиться Богу о нас, так же, как просим друзей, родных или батюшку в храме: "Помолись за меня, пожалуйста...".
Но зачем просить кого-то молиться, если можно обратиться к Богу самому? Ведь это же проще и короче?
Ответ прост: можно и нужно молиться Богу самому, но нередко человек чувствует, что его сердце нечисто, его молитва слаба, а жизнь далека от исполнения Божьих заповедей. И тогда встаёт вопрос: если я сам Бога не слушаю, как могу просить, чтобы Он слушал меня?
Об этом писал и святитель Иоанн Златоуст:
«Если хочешь, чтобы Бог услышал тебя, — сначала ты услышь Его, исполняй заповеди».
Вот поэтому человек и обращается к другим — чтобы они помолились вместо него, поддержали его слабую молитву. Сначала — к своим близким. Потом — к священникам. А особенно — к святым, которые уже достигли Царства Божия и стоят близко к Престолу Господню.
Святые — это живые перед Богом.
Иногда люди думают, что если святой умер, значит, его уже «нет», и молиться ему — как бы обращаться в пустоту. Но это не по-христиански.
Господь Иисус Христос говорит:
«У Бога все живы» (Лк. 20:38).
А значит, святые продолжают жить в Боге. Они не ушли от нас. Напротив — они стали ближе. Их молитва стала сильнее, потому что они очистились от греха, достигли святости и теперь пребывают в Боге.
Вот почему мы и обращаемся к ним. Но обращение к ним — не поклонение, а просьба о молитвенном ходатайстве. Мы не молимся им как Богу. Мы говорим: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», или «Преподобная мать Матроно, моли Бога о нас».
Традиция, идущая от первых христиан.
Просить молитв у святых — не что-то новое и не «добавка» к христианству. Это древнейшая практика, которая была у первых христиан уже в первые века после Воскресения Христа.
Ранние мученики, преподобные, подвижники — все они после своей земной кончины становились объектами любви, памяти и молитвенной просьбы: «Помолись о нас!». Ведь если человек всю свою жизнь прожил в молитве и любви к Богу, разве он перестанет молиться за других, только потому что умер?
В православной вере смерть — не преграда для общения. Мы — единая Церковь, живущая и в этом мире, и в вечности. И как мы не перестаём любить родных, когда они уходят, так и святые продолжают любить нас и молиться за нас.
Почему это важно?
Молитва — это не формальность. Это живая беседа с Богом, разговор сердца. Но порой наше сердце холодное, рассеянное, слабое. Нам нужна помощь. Поэтому мы прибегаем к молитвенной поддержке тех, кто умеет молиться — святых, угодников Божиих.
И знаем по опыту: они действительно помогают. Сколько было случаев, когда по молитвам святителя Николая кто-то обретал работу, выходил из беды, исцелялся. Сколько чудес — по молитвам блаженной Матроны, преподобного Сергия, великомученицы Варвары и многих других!
Но главное чудо — это обращение души к Богу, а святые нам в этом помогают.
Да, Христос — единственный Спаситель и посредник между Богом и человеком. Только через Него мы приходим к Отцу. Но Церковь — это не одиночное движение, а общность, семья. И в этой семье мы поддерживаем друг друга, и земные, и небесные.
Просить святых молиться за нас — это проявление смирения и доверия, это участие в той любви, которая связывает всё Тело Христово — Церковь, живущую и здесь, и в вечности.
"Моли Бога о нас!" — не магическая формула, а живая просьба. И святые слышат.
Аминь.