Евгения Букреева, Ольга Скляренко "Башня. Новый ковчег-3"
Настоящее всегда начинается в прошлом. Пришла пора приоткрыть историю Башни, коснувшись как семейных тайн, так и некоторых исторических моментов.
Третья книга цикла отличается от предыдущих тем, что поднимет не просто общечеловеческие проблемы – она затрагивает темы сложные, но важные. Речь идёт о природе патриотизма и подлости.
Казалось бы, всё очевидно. Патриот тот, кто предан Родине и своему народу. Но герои книги уже не раз демонстрировали градиент от чёрного к белому и обратно. Так и с патриотизмом. Оказалось, что он у каждого свой.
Одни, действительно, болеют за Башню, вникают в проблемы и часто жертвуют (не всегда оправданно) собой и близкими во имя идеи, другие же веруют в собственную исключительность и всё из того же чувства патриотизма стремятся соблюсти чистоту рода, следуя принципам евгеники.
Сергей Ставицкий становится одной из центральных фигур. Именно он готов идти на всё, чтобы, как он считает, восстановить справедливость и вернуть привилегии, отнятые кровавым мятежом Ровшица. Именно Андреевы и Барташовы должны стоять у власти, а не плебеи с нижних уровней.
Книга по-прежнему пронизана размышлениями о любви, дружбе, человеческих взлётах и падениях, совершённых ошибках и искуплении, но появились и темы, затрагивающие низменное и высокое с точки зрения идеологии.
Поскольку была свидетелем рождения книги, ясно представляю, из каких именно споров вылились некоторые страницы, отведённые поиску первопричин подлости и героизма, когда речь идёт об идее, преданности делу, патриотизме истинном.
Авторы апеллируют к истории России, её культуре, классической литературе и героике таких книг, как «Два капитана» Каверина.
Да, наблюдается некоторая неровность произведения, чувствуется, что авторы в самом начале творческого пути, но наряду с единичными огрехами, которые легко решатся ещё одной свежей корректурой, в книге есть потрясающие по своей глубине и силе эмоционального воздействия даже не сцены – главы.
При этом, сохраняя остроту и неприглядность момента, Евгении Букреевой и Ольге Скляренко удаётся не опуститься до откровенной чернухи, балансируя на грани и обходясь без обсценной лексики и излишнего натурализма. Эмоциональный накал, тем не менее, остаётся очень высоким.
Композиционно третья книга построена, как и две предыдущих: пролог, основное повествование с главами, посвящёнными попеременно тому или иному персонажу, эпилог. Однако финал заметно отличается степенью открытости. Если первую книгу вполне можно было воспринимать как самостоятельное произведения и, оставляя место для возможного продолжения, история всё-таки выглядела вполне законченной, вторая книга оставила чуть больше вопросов, то третья часть вызывает у читателя не только вопросы, но и чувство протеста. Нельзя так с полюбившимися героями, тем более, если они находятся на первых ролях!
Теперь, когда все шесть книг опубликованы, финал третьей книги воспринимается спокойнее, с надеждой, а вот тем, кто читал в параллельном с написанием режиме, не позавидуешь.
Оценка 5/5