Как всегда, анекдот в тему:
Идёт собрание членов коллективного сада. Первое слово у председателя:
- Товарищи! У нас в саду выявлен вопиющий перекос, некоторые члены товарищества вместо картошки сажают цветы и газоны. Это проявление мещанство и буржуазный индивидуализм! Настоящий советский садовод должен выращивать трудовой картофель, крестьянскую капусту и интеллигентную морковь...
С задних рядов голос:
- А помидоры? Они ведь полезные...
Председатель сурово:
- Помидоры?! Это тоже признак мелкобуржуазного разложения! Сажайте репу!
Парадоксально, но факт: до революции в нашей стране 82% населения жило в деревне и выращивало борщевой набор на своих наделах. После революции значительную часть крестьян перевели в город на заводы, оставшихся загнали в колхозы с совхозами. Но тяга людей к выращиванию своих овощей, фруктов и ягод осталась!
Даже убелённые сединами профессора, академики и доктора наук мечтали прийти в собственный сад, опустить руки в землю и забыть о чтении лекций, проверке рефератов и приёме зачётов с экзаменами. А чего говорить о простых рабочих и служащих, которым просто поковыряться в земле считалось высшим наслаждением.
За неимением садов многие чересчур активные "товарищи" активно осваивали придомовую территорию у подъездов и под окнами квартир, ибо просторы родины они, конечно, просторные, но не бесконечные. И выдавать всем землю было НИЗЗЯ, а то вдруг что-то нехорошее проснётся, например тяга людей к собственности, от которой уже в ближайшем будущем планировали отказаться.
Наверное именно с той поры пошла у нас в стране такая несуразица, когда земли много, но участков для людей НЕТ!
Считается, что первые участки для садоводства в СССР начали выделять людям по прямому распоряжению Иосифа Виссарионовича Сталина. Садовые наделы выделялись членам трудовых коллективов в размере 6 соток земли, что было закреплено в Постановлении Совмина СССР от 24 февраля 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».
НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО НЕ ТАК!
Первые коллективные сады в СССР возникли стихийно в... Екатеринбурге Свердловске. Во время строительства "завода заводов" Уралмаша руководство предприятия проявило неслыханную для того времени снисходительность к рабочим и позволило тем строить вокруг завода дома с приусадебными участками.
Всего их было построено около 500!
На удивление никто за такую вольность не присел, не пошёл по этапу подымать народное хозяйство с самого начала в Сибирь. Видимо сыграл свою роль тот факт, что многие владельцы "буржуйских домов" были настоящими садоводами, создали клуб по интересам в инстаграм на заводе и даже вели переписку с самим Мичуриным.
В самом конце войны некоторые мичуринцы предложили расширить и углубить свой передовой опыт и создать коллективный сад для всех сотрудников завода. 6 ноября 1944 года исполкомом Свердловского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение «Об отводе завкому Уралмашзавода земельного участка под плодово-ягодный сад».
Через год в Свердловске уже насчитывалось около 16 коллективных садов на площади в 29 гектаров.
И опять никто не присел!
Более того, из Москвы на Урал выехала комиссия, которая не стала разбираться кто прав, а кто виноват. Вместо этого она тщательно задокументировала передовой опыт и... результатом её деятельности и было то самое постановление, разрешающее ведение коллективного садоводства.
О важности коллективных садов для государства говорил и тот факт, что первые садоводы не платили земельный налог и... лично Сталин разрешил людям продавать излишки выращенного не платя налогов с полученной прибыли. При этом простым рабочим, учащимся и инвалидам ВОВ выдавали летний абонемент на бесплатный проезд до садов.
И всё это с личной подачи тирана и диктатора Сталина. Хотя тот же самый Дядюшка Хру-Хру-щёв лично запретил 30 декабря 1960 года выделение советским гражданам земельных участков под сады и дачи.
Вот вам и оттепель!
Правда в 1966 году, поняв, что великий кукурузный деятель перегнул палку, власть исправила свою оплошность и выпустило совместное постановление Совета Министров и ВЦСПС, где говорилось, что вблизи городов и промышленных центров нужно срочно организовывать коллективные сады.
Но вернёмся к теме статьи и поговорим о площади садового участка.
Профессор Московского сельскохозяйственного института В. Эдельштейн вместе с группой студентов подсчитал, сколько нужно земли для полноценного садоводства: для обеспечения одного человека овощами и фруктами на год, нужно 125 квадратных метров. Соответственно, семье из 2-х взрослых и 2-х киндеров требовалось всего лишь 5 соток + 1 сотка на дом, веранду, сарайку и ёмкость под воду и компост.
Именно поэтому, в постановлении 1949 года говорилось о том, что садовый участок должен иметь площадь не более 600 кв.м. Если же он используется ещё и как дача и располагается за пределами городской зоны, то к нему можно добавить ещё 600 кв.м. То есть максимальный размер сдвоенного участка не превышал 12 соток.
Однако власти на местах решили перебдеть, как бы чего не вышло, и максимальный размер надела мало кто мог получить. При разрешающей норме в 6+6 соток, людям давали всего лишь 4. Мол, 2 это баловство, 6 много, а 4 соточки в самый раз.
Некоторые особо б...З...дящие горисполкомы выдавали 4 сотки даже в 80-х годах, когда на Урале многие давно получали по 8 и даже 12. Так что тут как кому везло... или не везло.
СССР был государством, в котором все были равны, но некоторые равнее, так сказать вровень выпирали. Поэтому передовикам производства, а также особо важным и значимым товарищам, являвшимся членами различных партийных и профсоюзных организаций полагались участки чуть более равные. Как правило, это было 8 соток земли.
Совсем-совсем выпирающим из равных товарищей давали по 12 соток, даже если земля находилась в пределах городской зоны. Мотивировали это частенько тем, что участок брали муж и жена, то есть каждому по 6 соток. Насколько это было честно судить не берусь, так как реальная жизнь и честность мало чем связаны.
Тоже самое относилось и к площади садового домика. Согласно первой норме его максимальная площадь составляла 12 кв.м., однако её довольно быстро расширили до 25 кв.м., видимо, понимая, что в домике нужно не только сидеть и стоять, но ещё и кушать, а иногда и спать. В 1966 году домики ещё раз расширили до 35 квадратов. Максимальную же норму ввёл М.С. Горбачёв, позволив людям строить совершенно барские 50 кв.м. + 10 кв.м. на веранду.
Интересно, что до 1984 года веранда в площади дома вообще не учитывалась и многие коллективные садоводы индивидуально хитрили, возводя единую коробку дома заведомо больше площади, но двускатной крышей накрывали только положенные 25 или 35, а всё остальное по фасаду крыли односкатом, КАК БЫ ВЕРАНДА.
Всем проверяющим так и говорили:
- А что? Я ничего! Это веранда!
И глаза такие честные-честные.
Тоже касалось и бани, которая в садах была строжайше запрещена. Довольно быстро люди научились "ломать" систему, показывая всем проверяющим... сарай для хранения инвентаря:
-Да, нееее, дым был не из бани, а за сараем, я тут грабли храню. А печь... для подогрева грабель.
И снова глаза такие честные-честные.
Кому-то, конечно, не сильно везло и бани приходилось ломать. Но таких случаев я знаю всего лишь пару на весь город. Так что бытовая смекалка советских людей оказывалась эффективнее всяческих контролирующих и проверяющих органов.
Друзья, мы создали телеграм канал, на котором будут появляться совершенно новые статьи, посвящённые самым интересным страницам истории нашей цивилизации, необычным изобретениям, ручной работе, заработку. Всё то, что вы любите, читая этот канал, без хайпа, рекламы и цензуры.