Найти в Дзене
Библиоманул

Борис Раушенбах "Пространственные построения в древнерусской живописи"

Книга оказалась у меня странным путём - сначала о работах автора в беседе на другую тему упомянул один очень уважаемый мной собеседник, а на следующий день без какой-либо связи с первым, другой вспомнил эту книгу и подарил, поскольку купил более новое издание. Начиная с Возрождения, изобразительное искусство построено на системе линейной перспективы, средневековая живопись иная.  Зрительная система человека. "Воссоздаваемая мозгом по сетчаточному образу картина внешнего мира приобретает вид трёхмерного пространства, но иного по сравнению с реальным трёхмерным пространством". Образы, возникающие в этом перцептивном пространстве, определяют поведение человека. Доказательство на примере изображения куба, что зрительное восприятие контролируется и подсознанием и сознанием. "Обманы зрения" возможны не с предметом, а с его изображением. Разница между чертежом - передачей геометрии фактической и рисунком - зрительно воспринимаемой. Перспектива - учение о методах изображения, соответствующи

Книга оказалась у меня странным путём - сначала о работах автора в беседе на другую тему упомянул один очень уважаемый мной собеседник, а на следующий день без какой-либо связи с первым, другой вспомнил эту книгу и подарил, поскольку купил более новое издание.

Начиная с Возрождения, изобразительное искусство построено на системе линейной перспективы, средневековая живопись иная. 

Зрительная система человека.

"Воссоздаваемая мозгом по сетчаточному образу картина внешнего мира приобретает вид трёхмерного пространства, но иного по сравнению с реальным трёхмерным пространством".

Образы, возникающие в этом перцептивном пространстве, определяют поведение человека.

Доказательство на примере изображения куба, что зрительное восприятие контролируется и подсознанием и сознанием. "Обманы зрения" возможны не с предметом, а с его изображением.

Разница между чертежом - передачей геометрии фактической и рисунком - зрительно воспринимаемой.

Перспектива - учение о методах изображения, соответствующих зрительному восприятию, две системы - перцептивная и линейная.

Отдельно об аксонометрии - системе построения перспективы, при котором сохраняется свойство параллельности прямых линий, эта система является частным случаем как линейной (для небольших и очень удаленных областей пространства), так и перцептивной (для очень близких областей).

Создание идеального изображения невозможно, но художественными средствами возможны разные формы приближения к нему (наиболее очевидный скульптура).

Различные методы компенсации искажений изображения - устранение искажений одних фрагментов за счёт других, соответственно, в перцептивной перспективе велика роль конкретного художника при решении вопроса, какие именно элементы исказить и "отсечь".

Перспективная основа древнерусской живописи непривычна и непонятна современному зрителю, основа её - перцептивная перспектива близкого переднего плана, то есть аксонометрия, с приматом параллельности линий в изображении, нередко нарушаемым обратной перспективой.

"Аксонометрическая основа изображения близкого переднего плана неизбежно приводит к тому, что глубина пространства оказывается малой".

Для ограничения глубины пространства часто используется архитектурный фон, становящийся вторым аксонометрическим слоем. В эталонной "Троице" переход между слоями тактично замаскирован слившимися крыльями.

Обратная перспектива обычно понимается, как увеличение на картине размеров удаленных частей предметов по сравнению с близкими. Популярные версии её появления - ошибка художника и религиозный характер. Автор отчасти согласен, но полагает, что концептуально это продуманный художественный приём, связанный с закономерностями зрительного восприятия.

Средневековые художники всегда считали непрерывность изображения более важной характеристикой, чем правильность величин длин или углов.

"...существует единая система перцептивной перспективы, которая приобретает облик обратной перспективы или аксонометрии для ближних областей пространства и облик прямой, линейной перспективы для дальних его областей".

У художника возможны несколько точек зрения на одном изображении, вертикальные плоскости могут поворачиваться в информационных целях.

Рисование и черчение, и как иллюстрация совмещения подходов - знакомая по новой экспозиции музея Конного двора икона с планом Троице-Сергиева монастыря сразу после осады.

"Условимся, что рассматриваемый нами мир четырёхмерен".

Возможность сохранить территориальное единство мистического и реального и в то же время дать каждому из них нужную независимость - полностью отвечает средневековому представлению о соотношении реального, земного и мистического.

Автор не скрывает восхищения отраженным в иконах мышлением великих древнерусских живописцев Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.

Объяснение и критика появления облаков на поздних иконах - шага назад в геометрической логике.

Развёртка пространств, для отражения большего количества смыслов.

Древнерусское искусство более свободно, чем живопись Возрождения - художник может себе позволить использовать не сочетающиеся и даже взаимно исключающие друг друга художественные приёмы для реализации творческого замысла. Очень доходчивые примеры, в частности смещения колонн для иллюстрации разных смыслов.

Сравнение четырёх изображений Сретения - псковского XII века, рублёвского и двух разных авторства Джотто.

"Насколько полно владел этим всем Рублёв, видно из того, что после него никому не удалось улучшить "Троицу"".

В заключении подытоживается: сложность, продуманность и свобода творчества средневековых иконописцев глубже и сложнее возрожденческого и современного высокомерия, это искусство не наивно и не упрощено религиозностью. Перцептивная перспектива не менее научна, но гораздо сложнее математически обосновываема, чем линейная.

Три черты русской живописи: перцептивная перспектива, геометрические противоречия построения и чертёжные методы. 

Приложение с математическими обоснованиями рассуждений автора.

Сложная для меня, но оказавшаяся очень интересной работа