О, сколько мне открытий чудных... принесла корректура!
Начну с того, что имея тридцатилетний стаж писательства я узнала, что оказывается всё это время неправильно оформляла прямую речь! Когда я увидела количество исправлений, русский речь меня покинул.
Мы договорились, что корректор будет топтаться по моему тексту прямо в Гугл Документах. Я думала, что будет как обычно — она молча исправит косяки, я посмотрю на количество правок, кивну и... также молча оплачу услугу согласно договорённости.
В первый день я работы я испытала настоящий культурный шок. Причём, не могу сказать точно, какие эмоции преобладали: восхищение от серьёзного подхода, или... удар по самолюбию, что я такой безграмотный аФтАр?
Пару дней я парила себе мозги, задаваясь экзистенциальным вопросом: как так?
Потом решила разобраться, а реально как так? И поняла, что до "Призраков театра" ни один корректор не указывал мне на типичные ошибки и не проводил лизбез.
Работа в газетах и журналах, вообще была выстроена так, что мы, рядовые журналисты, могли даже не знать, кто потом будет вычищать и прилизывать наши тексты перед публикацией. Знали только, что там целый штат специально обученных редакторов и корректоров. Ну, и как бы статья не предполагает применение прямой речи и диалогов. Даже если в тексте фигурировали диалоги с респондентами, то они оформлялись не так, как в художественной литературе.
Мой недолгий и не очень приятный опыт сотрудничества с издательством, вообще, проходил удалённо. Я им отправила рукопись. Потом мы с редактором швыряли друг в друга письмами — мне ТЗ на правки, я исправления. И так по кругу, пока мне не прислали вердикт — ок. Это произошло, когда стиль, композиция, логика изложения и общая художественная ценность удовлетворила главного редактора. Ни в какие косяки орфографии меня никто ни разу не ткнул носом!
И всё это время я пребывала в счастливом неведении, что всё делаю как надо. И вообще я молодец, потому что несколько раз получила похвалу от мэтров из жюри за "живые" диалоги.
А тут, понимаешь, такое прозрение!
Работу над моими типовыми ошибками мы провели. Причём обе (и я, и корректор) пришли к выводу, что большая часть косяков делается мной неосознанно, на полном автопилоте. Например, я часто запятые пихаю куда надо и не надо, и до сих пор путаю, где надо ставить длинное тире, а где — двоеточие.
Одним словом — глупые ошибки. Банальные. Это как с моей дискалькулией. Учась в физмат классе я с лёгкостью решала тождества и логарифмы, но в итоге, там где уже нужна была простейшая арифметика, делала неверный расчёт. Может и с текстами так же? Читала, что к дискалькулии может ещё дисграфия с дислексией прилагаться...
Впрочем, я не унываю, среди знаменитых писателей были дислексики, для которых безграмотное написание не стало препятствием на пути к славе.
А я... а что я? Выучу я эти правила, как таблицу умножения и доведу до автоматизма. Выучила же я в конце концов свой новый номер телефона. Не поверите, неделю как стихи учила! Предыдущие два номера телефона я учила по такому же принципу — как стихи. Потому что с запоминанием текста у меня нет никаких проблем.
А "Призраки театра" в это время всё подрастали и подрастали...
Буквально сегодня утром я проснулась со стойким ощущением, что надо добавить один кусок "обоснуя". Наверное, как обычно мне его во сне в голову поместили. Думала, что отделаюсь парой предложений. Ан нет, "маленький" кусочек добавил 1,5 кило букаФ к общему объёму. И это таки ещё не всё. После всех правок корректора, будет финальная доработка. И кажется мне, что и после неё новелла снова слегка подрастёт.
К чему я это всё пишу? Сама не знаю. Сегодня целый день занималась со своими книгами. Можно сказать "кусочничала". Помимо кусочка, добавленного в "Призраков театра", в "Инку и Яна" кусочек вставила и план главы для "Казака Олеся" написала...
Вчера ещё для себя поняла, что я могу писать параллельно несколько "впроцессников", но... Когда дело доходит до финального аккорда — мне надо концентрироваться только на одной книге. Все остальные в этом момент уходят на второй план. Помните, как в детской загадке про багажник с плюшевыми мишками? Вот и мой "багажник" в голове сейчас целиком и полностью забит "Призраками театра".
На сегодня всё! Всем добра.
Делитесь, были ли у вас ситуации, когда вы в какой-то чудный момент, вдруг осознавали, что всю сознательную жизнь делали что-то неправильно, и при этом были уверены в своей правоте? А потом бах, и у вас, как у меня с прямой речью, внезапно случалось озарение. Или осознание своей неправоты.