Найти в Дзене

Ужесточение ответственности за ведение бизнеса без уведомления: Правовые риски и практические шаги после 27 июня 2025 года

Оглавление

Федеральный закон от 28.12.2024 № 516-ФЗ, вступивший в силу 27 июня 2025 года, внес существенные и потенциально болезненные для бизнеса изменения в КоАП РФ, касающиеся порядка начала предпринимательской деятельности. Уведомительный порядок, установленный еще Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008, перестает быть формальностью – его несоблюдение теперь влечет куда более серьезные правовые и финансовые последствия.

Суть изменений:

  1. Превращение нарушения в длящееся:
    Старая норма:
    Нарушением считалось непредставление уведомления до начала деятельности (фактически, однократное бездействие).
    Новая норма (ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ в новой ред.): Нарушением признается само осуществление предпринимательской деятельности без предварительного представления обязательного уведомления.
    Правовые последствия: Нарушение приобретает длящийся характер. Это кардинально меняет исчисление срока давности привлечения к ответственности. Теперь он начинает течь не с даты начала деятельности, а с момента обнаружения факта ведения деятельности без уведомления надзорным органом.
  2. Значительное увеличение срока давности:
    Старый срок:
    90 дней (3 месяца) со дня совершения нарушения (непредставления уведомления).
    Новый срок (ст. 4.5 КоАП РФ): 1 год со дня совершения (начала деятельности без уведомления) или со дня его обнаружения (благодаря длящемуся характеру). Надзорные органы получают существенно больше времени на выявление и преследование нарушителей.
  3. Резкий рост размеров административных штрафов:
    Первичное нарушение (ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ):
    Для ИП: 7 000 – 12 000 рублей (было: 3 000 – 5 000 руб.).
    Для юридических лиц:
    24 000 – 48 000 рублей (было: 10 000 – 20 000 руб.).
    Повторное нарушение (ч. 3 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ - НОВАЯ норма):
    Для ИП: 15 000 – 25 000 рублей.
    Для юридических лиц:
    50 000 – 60 000 рублей.

Расширение зоны ответственности:

Поправки не ограничиваются только началом деятельности. Существенно дополнена ответственность за несвоевременное информирование контролирующих органов об изменениях:

  • Новая редакция ч. 2 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ прямо устанавливает ответственность за несообщение сведений об изменениях в отношении ранее поданного уведомления, если такое сообщение является обязательным. Штрафы за это нарушение (как за представление недостоверных сведений) теперь приравнены к штрафам за первичное непредставление уведомления:
    Для ИП:
    7 000 – 12 000 рублей.
    Для юридических лиц:
    24 000 – 48 000 рублей.
    Повторное нарушение также карается по ч. 3 (
    15 000 – 25 000 рублей. / 50 000 – 60 000 рублей.).

Последствия для бизнеса:

  1. "Невидимость" больше не защищает: Раньше, если деятельность началась без уведомления и надзорный орган не узнал об этом в течение 90 дней, привлечь к ответственности было невозможно. Теперь факт ведения деятельности без уведомления – это само нарушение, которое может быть обнаружено и через 11 месяцев после начала, и срок давности начнет течь только с этого момента. Риск "внезапного" наказания за старую деятельность резко возрастает.
  2. Проверки по наводке: Информация о ведении деятельности без уведомления становится прямым поводом для внеплановой проверки по ст. 10 Закона № 248-ФЗ. Предмет такой проверки законом не ограничен – инспекторы смогут проверить все аспекты деятельности "невидимого" бизнеса.
  3. Профилактические визиты как инструмент контроля: Даже добросовестное представление уведомления теперь автоматически влечет обязательный профилактический визит (ст. 8.3 Закона № 248-ФЗ). Фактически, это полноценная проверка (с правом осмотра, истребования документов, отбора проб, выдачи предписаний) продолжительностью до 10 рабочих дней (с возможностью продления), но без права сразу наложить штраф. Игнорирование предписаний, выданных по итогам такого визита, повлечет новые санкции.
  4. Финансовые потери: Штрафы выросли в 2-4 раза, особенно для юридических лиц.

Рекомендации:

  1. Аудит видов деятельности: Проведите ревизию всех фактически осуществляемых вами (ИП или юр. лицом) видов предпринимательской деятельности. Сверьтесь с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (актуальная редакция), чтобы выявить, по каким из них требуется уведомление.
  2. Проверка статуса уведомлений: Убедитесь, что по каждому подпадающему под уведомительный порядок виду деятельности уведомление было подано до ее фактического начала. Проверьте реквизиты уведомлений (дата, орган, содержание).
  3. Срочное уведомление: Если выявлена деятельность, ведущаяся без обязательного уведомления, незамедлительно подайте уведомление. Хотя это не освободит от ответственности за прошлый период (особенно с учетом нового длящегося характера нарушения), это прекратит само нарушение "осуществления деятельности без уведомления" на текущий момент и снизит риски крупных штрафов за будущее.
  4. Контроль изменений: Четко определите, какие изменения в вашей деятельности (смена адреса, расширение перечня работ/услуг, изменение технологических процессов и т.д.) требуют обязательного сообщения в надзорный орган. Установите внутренние процедуры для своевременного (в сроки, установленные законом) внесения таких изменений в уведомления.
  5. Документирование: Сохраняйте все подтверждения подачи уведомлений и сообщений об изменениях (корешки, электронные квитанции с портала Госуслуг, почтовые описи с уведомлением о вручении).
  6. Готовность к проверкам: Учитывая неизбежность профилактических визитов после подачи уведомления и высокий риск внеплановых проверок при выявлении нарушений, обеспечьте наличие и правильное оформление всей необходимой документации, соблюдение обязательных требований в сфере вашей деятельности.

Адвокат Сорокина Юлия