вернёмся к первым словам первого Семинара Лакана:
❞ Изыскание смысла уже практиковалось, например, некоторыми буддистскими мастерами в технике Дзен. Мастер прерывает молчание неважно чем – сарказмом или пинком ноги.
✵ Лакан ссылается здесь не на буддизм вообще, но на технику одного конкретного китайского Мастера по имени Линь-цзи (臨濟, япон. Риндзай, ?-867 н.э.), который был основателем Школы и одним из самых влиятельных учителей, сыгравших большую роль в передаче буддизма Чань в Японию.
✵ Линь-цзи прославился радикальными методами обучения – использовал физические воздействия: пощечины, удары палкой. Изобрел знаменитое «катцу» (喝) – резкий выкрик, рев, «лай», отвергал книжное-буквоедское изучение буддизма, настаивал на мгновенности просветляющего воздействия.
✵ Лакан узнал о Линь-цзи от Поля Демиевиля, у которого в 40-ые годы брал уроки китайского языка, и которого в Семинаре X назвал своим добрым учителем (mon bon maître). Поль Демиевиль – выдающийся французский синолог и буддолог, известный прежде всего двумя ключевыми работами: Духовное зеркало (1947) и «Беседы Линь-цзи» (1972).
– фундаментальное исследование буддийской философии, сделанное в первой работе, подводит Лакана к пересмотру теории стадии зеркала и к вопросу субъективации по ту сторону отражения образа-двойника.
✵ в статье «Заметки о психической причинности» (Propos sur la causalité psychique, 1946) появляется термин «зеркало без блеска» (miroir sans éclat) :
❞ Когда человек, ищущий пустоту мысли, продвигается в бестеневом сиянии воображаемого пространства, воздерживаясь даже от ожидания того, что из него возникнет, зеркало без блеска (miroir sans éclat) показывает ему поверхность, где ничто не отражается.
Écrits, p. 188.
✵ в «Духовном зеркале» Поль Демиевиль проводит различие между индийским и китайским буддизмом, как противоположными подходами к достижению просветления.
Индийский градуализм – это поступательный путь, это именно развитие в процессе медитаций и изучения текстов с неукоснительным следованием правилам. Просветление здесь – результат накопленных усилий. В психоанализе эта поступательность нашла своё выражение в схемах поступательного «стадиального» развития, на которых зиждятся разнообразные сеттинги, ступенчатые типологии и алгоритмы.
Китайский субитизм делает ставку на внезапную случайность (от лат. subitus = внезапный), на мгновенное озарение, которое может случиться в любой момент, на разрыв с постепенностью в пользу «здесь и сейчас». Просветление здесь – это мгновенный неожиданный скачок, который достигается техниками шока и неожиданности, а не накопленный благодаря дисциплинированным усилиям результат.
Субитизм ориентирован на внезапное производство пустотности через разрыв кажимостей. Лакан перенимает эту направленность к Реальному и делает её отличительной чертой своего стиля вмешательства.