Тут летим мы с Илюхой из Сочи, сидим, болтаем. Вроде ничего необычного — закуски, сок, облака под крылом. Илюха такой вдруг:
— Слушай, а почему мы не набираем высоту сразу, а вот так — ступеньками? Типа 9000 метров, потом 9600, потом ещё выше. Это что, самолёт тяжёлый такой? 🤔
Ну и пошло-поехало. Объясняю, а сам думаю: а ведь многие не знают. Давайте разложим по полочкам — как мы это любим.
🛬 "Лесенка" — это не баг, это фича
На взлёте и при снижении самолёты идут не сразу на нужную высоту, а постепенно, по эшелонам. Это как лестница: ступенька, пауза, ещё ступенька.
Почему?
Потому что в небе, как на дороге — свои правила движения. Только вместо полос — эшелоны.
Эшелон — это определённая высота, например, 310 = 31 000 футов (~9450 м).
Вот так и говорят по радио:
— "Борт 1234, разрешаю занять эшелон 350"
— "Занимаю 350, спасибо"
Без разрешения — нельзя. Вдруг там другой самолёт летит. Поэтому сначала ты летишь на эшелоне пониже. Потом, когда выше освободится — диспетчер скажет: «можно». Тогда и поднимаешься.
🧠 Почему это важно?
🔸Во-первых — безопасность. Самолёты в небе расходятся по высотам. Чтобы никто ни с кем не пересёкся.
🔸Во-вторых — экономия топлива. Иногда выгодно чуть потерпеть на эшелоне пониже, чтобы потом выйти на "экономный" и уже там идти с попутным ветром.
Вообще, пилоты и диспетчеры постоянно договариваются — кто куда, на какую высоту, через сколько времени.
🧭 Кстати!
➡️Самолёты, летящие на запад, идут по чётным эшелонам: 340, 380 и т.д.
➡️А на восток — по нечётным: 330, 370 и т.п.
Это ещё один способ не пересечься в воздухе. Всё чётко, математично и красиво.
🤝 В следующей статье...
...с Илюхой разберём, почему пилоты говорят "занимаю полосу", "готов к вылету" и "разрешение на взлёт" — ведь всё и так понятно, нет?
Оказывается, не всё так просто. Радиоэфир в авиации — это как заклинания: не так сказал — и может быть беда.
Так что, подписывайтесь, ставьте ✈️ и до связи в тексте или небе)