Самость – центральный архетип, архетип целостности, который организует вокруг себя все остальные психические содержания. Образ бога – это один из аспектов самости. Сомневаюсь, что можно дать точное описание самости, но то, как мы общаемся с божественным, соответствует тому, как мы общаемся со своей самостью. И я думаю о разных способах взаимодействия с ней, присутствующих как в истории человечества, так и личном опыте:
- слияние как у первобытных людей и детей, когда психика как будто разлита в реальности;
- договор с богом, как в истории Моисея, получившего завет от Яхве;
- любовь как в христианстве;
- служение как, например, в монашеских орденах;
- наблюдение, как в религиозных системах, когда человек читает знаки и следует их содержанию;
- противостояние как в древнегреческом мифе о Сизифе или библейской истории об Иакове.
Из упадка религиозности в современном мире можно было бы сделать вывод, что сейчас уровень сознания человека вырос до той точки, когда он мог бы устанавливать контакт с самостью без опосредования образом внешних богов. Это, в свою очередь, означает, что выбирать способ контакта с ней тоже можно было бы самостоятельно, исходя из собственных особенностей и личной истории. Радость для атеистов)
Но нет. Фактически мы продолжаем искать тот объект, куда самость можно спроецировать. Это может быть что угодно: наука, ЗОЖ, болезнь, какое-то политическое течение, гуманизм, романтическая любовь, астрология или даже юнгианская психология. Реальность как таковая – тоже образ божественного, и с ним мы тоже устанавливаем отношения: пытаемся договориться, любим или ненавидим, бунтуем, ищем в ней намеки или смиряемся с ее всемогуществом.
Интересно, а дорастет ли когда-нибудь человек до непосредственных отношений с самостью? Я думаю, что нет, ведь самость по своей сути - что-то отличное от эго. А что думаете вы?
Автор: аналитический психолог Яна Фролова. Помогаю разобраться в себе в трудных жизненных ситуациях. Веду телеграм-канал "Заметки о юнгианском".
А также приходите на мой сайт.