Вы хотели бы побывать внутри подводной лодки? Я да! Буквально перед поездкой в отпуск во Владивосток я посмотрела отечественный фильм «Кракен» (2025).
Фантастический экшен с Александром Петровым и прочими знакомыми лицами смотрела, потому что люблю в фильмах огромных монстров. Я тут во Владивостоке себе уже персонального кракена нашла 🤣👇
За монстром отправилась сюда 👇
А ещё меня впечатляют люди, которые умудряются слаженно и осознанно действовать в технически сложных и экстремальных условиях – бойцы в танках, команды в космических кораблях и на станциях, экипажи подводных лодок и судов.
Когда узнала от хозяйки съёмной квартиры, что огромная подводная лодка на Корабельной набережной – это действующий музей, внутрь которого можно заходить, то уже знала, что обязательно туда приду.
И пришла.
Подводную лодку С-56 я уже мельком упоминала тут и ещё сравнивала с выброшенным на сушу китом 👇
26 июля я, вклинившись в делегацию шумных китайцев, прошла сюда (тут типа серого подъезда с окнами) 👇
Вышла отсюда (выход за спинами китайских туристов)👇
Вот сюда проход закрыт, наверх нельзя 👇
И сейчас пройдём с вами туда, куда можно.
Мемориальная Гвардейская Краснознамённая Подводная лодка С-56 – это филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота МО РФ. Но так было не всегда... Когда-то подлодка сквозь водную толщу несла свой экипаж к боевым подвигам.
Сейчас будет немного истории подводной лодки. Условно «карьеру» её можно разделить на три этапа: детство строительство, военная служба и пенсия трансформация в музей. Это чтоб совсем кратко.
- Строительство: дизель-электрическая торпедная подлодка серии IX-бис, заложена в 1936 году в Ленинграде, сборка выполнена на Дальнем Востоке: отдельными секциями судно доставили во Владивосток на поездах. Подлодку спустили на воду в конце 1939 года.
- Военная история: в годы Великой Отечественной войны С-56 выполнила 8 боевых походов, провела 13 атак и выпустила 30 торпед. Результатами действий стали четыре потопленных корабля противника. В 1944 году лодка была отмечена орденом Красного Знамени, в 1945 году — удостоена Гвардейского звания.
- Превращение в музей: 9 мая 1975 года, в день празднования годовщины победы в Великой Отечественной войне, С-56 поставили на Корабельной набережной на пьедестале Вечной славы. Подлодка сейчас является частью мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота».
Лодка-музей состоит из семи отсеков:
- Носовая часть: с 1 по 3 отсек сохранены в первозданном виде — жилой, центральный и торпедный отсеки. Здесь размещены рули всплытия и погружения лодки, перископ, штурманский стол, колонки воздуха высокого давления, кают-компания, каюта капитана, рубка акустика, койки матросов-подводников (на них нельзя садиться/ложиться).
- Кормовая часть: с 4 по 7 отсек переоборудованы в площадку для музейных экспозиций. Они включают личные вещи членов команды и капитана, фотографии и письма, а также экспонаты, рассказывающие о развитии российского подводного флота. Например, здесь демонстрируется модель первой боевой подлодки «Дельфин», защищавшей Владивосток от врага ещё во время русско-японской войны.
Сначала мы проходим кормовую часть, то есть идём от 7-го по 4-й отсеки.
Здесь представлены различные экспонаты, среди них:
- Модели субмарин. Например, первая боевая лодка России «Дельфин», все типы подводных кораблей Советского Союза периода Второй мировой войны.
- Личные вещи членов экипажа. В том числе кортик и награды первого командира лодки.
- Предметы экипировки для погружения в воду. Например, водолазный костюм 60-х годов, гидравлический манипулятор, «ревун» для подачи звуковых сигналов на подводной лодке.
- Боевое оружие.
- Технические приборы. Например, технические приборы, которыми измеряли глубину погружения лодки.
- Фотографии. В том числе фотографии конструкторов и изобретателей подводных лодок царского времени, чертежи первых субмарин.
- Корабельный хронометр. По нему, в частности, отслеживали попадание торпеды в цель, высчитывая время прохождения по расстоянию и скорости.
- Документы и награды. Например, указ о присвоении С-56 ордена Красного Знамени, грамоты членов экипажа.
Но если для исторического музея такое наполнение – это, скажем так, классика жанра, то то, что я увидела после 4-го отсека, стало джекпотом туриста!)))
Там жилой, центральный и торпедный отсеки!
Я шла по ним и снимала это видео 👇
Поэтому пару раз чуть не приложилась лбом о железо... Обошлось, но моё «Твою дивизию!» и пару других слов пришлось перекрыть на видео патриотической музыкой. Вдруг на мой канал заглянут школьники, а тут тётя ругается...
Вообще движение по отсекам должно быть лёгким и слаженным. Читала в сообществе Russian Submarine в VK, что при прохождении межотсечных люков опытный подводник нагибается под высоту переходного люка, совместно с шагом в отсек входит голова, следующим движением в отсек переносится остальная часть тела.
Девушкам рекомендуется при посещении подводной лодки быть одетыми в брюки или шорты. Вытяжная вентиляция в шахте рубочного люка может реально повторить ситуацию, как на знаменитой фотографии с восхитительной Мэрилин Монро.
Меня, как любительницу пробовать вкусненькое, интересует вопрос питания экипажа. Люди на подводной лодке питаются в условиях изоляции от внешнего мира – это понятно. Из-за конструктивных особенностей субмарин камбуз как таковой отсутствует, поэтому используются преимущественно замороженные и консервированные продукты.
Ниже две технологии приготовления пищи для экипажа:
- Консервирование хлеба — буханки и батоны остужают 2–3 часа, погружают в 96% спирт-ректификат на 6 часов, немного спрессовывают и закатывают в металлические консервные банки. Перед употреблением хлеб извлекают из банок, перфорируют ножом в нескольких местах и добавляют в текстуру небольшое количество воды.
- Использование сублимированных продуктов — они прошли процесс сублимации (переход из твёрдого состояния в газообразное без промежуточной жидкой фазы). Этот метод консервации позволяет сохранить питательные вещества, а также подходит для перевозки и использования в условиях с ограниченными ресурсами.
В фильмах видела и читала в интернете, что экипажу подводной лодки обеспечивается горячее питание. По этому поводу просветилась на сайте fishki.net.
Столовая на подводной лодке — место, где экипаж ест и расслабляется. На небольших подлодках столовая может выступать и в роли операционной.
Обычно первое, второе и третье блюда готовятся только на один раз, поэтому пища всегда свежая. На субмарине всегда хранится запас еды из расчёта планируемых дней в море.
Пример меню для подводной лодки в первые недели плавания:
- Завтрак: овсянка, печёночный паштет, плавленый сыр, масло, белый хлеб, печенье. По выбору: кофе, чай, сгущённое молоко, сахар.
- Обед: закуска — винегрет и икра осетровая, на первое — мясной бульон с овощами, на второе — свиная поджарка с макаронами, на десерт — свежие фрукты и компот.
- Ужин: готовится без первого блюда, плюс шоколад и 50 граммов вина.
Тем, кто несёт службу в ночную смену, положен ночной чай с мёдом, печеньем, сгущёнкой. На руки также выдаётся небольшая плитка шоколада и сушёная рыба (чехонь или вобла).
На подводных лодках в качестве части ежедневного рациона выдают красное сухое вино.
Доза напитка регламентирована и фиксируется в официальных приказах: 100 граммов в день, независимо от звания и чина.
Употребление вина связано с условиями службы: напиток помогает поддерживать пищеварение и справляться с перепадами давления, которые часто встречаются в подводных путешествиях.
Ну и ещё один вопрос не давал мне покоя. Как в подводной лодке с туалетами??? Здесь, в музее, я их не обнаружила. Пришлось просвещаться в интернете.
На подводной лодке есть гальюны — туалеты, которые напоминают туалеты в поезде: унитаз с педалью смыва и резервуар для сбора отходов.
Есть два гальюна:
- Надводный — используется, когда судно идёт в надводном положении.
- Подводный — применяется, когда лодка полностью скрывается под водой.
Походы в туалет и сама процедура на лодке строго регламентированы. Если нажать на смыв в тот момент, когда в системе очистки создано избыточное давление (идёт продувка), то содержимое унитаза полетит внутрь помещения.
Продувка гальюна происходит, как правило, при всплытии на перископную глубину, когда подводная лодка выходит на сеанс связи.
Капитаном подводной лодки С-56 был Григорий Щедрин. В 1941 году капитан-лейтенант Щедрин был назначен командиром подводной лодки С-56. В 1942–1943 годах совершил беспримерный в истории подводного плавания переход из Тихого океана на Северный флот.
Григорий Иванович Щедрин (1912–1995) — вице-адмирал, Герой Советского Союза, командир подводной лодки С-56 в годы Великой Отечественной войны, командующий Камчатской военной флотилией, редактор «Морского сборника», автор нескольких книг. Перу Щедрина принадлежат такие известные книги, как «Подводники» (1962), «На борту С-56» (1959, 1982), «Под глубинными бомбами» (1967), «Верность присяге» (1985) и другие. Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова II ст., орденом Отечественной войны I ст., орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
В составе экипажа С-56 было 42 человека.
В самом конце музея, на выходе, продаются сувениры на тему субмарин и флота.
Так вот, это был самый необычный музей в моей жизни!
Хотя мои лоб и честь не пострадали, я вышла из субмарины взмокшей. Текло по шее, по спине, голову подкруживало... Переходы от люка к люку потребовали некоторых усилий, а в сохранившихся отсеках (с 1-го по 3-й) будто меньше воздуха. Возможно, в отсеках, где много экспонатов, в том числе документов, вентиляция работает как-то иначе – для сохранности музейной «начинки».
Ещё меня несколько угнетает количество металлических конструкций и датчиков повсюду. Столько технического сопровождения для поддержания жизнедеятельности экипажа в глубоководных условиях... Внутри подводной лодки понимаешь, насколько хрупка наша жизнь, сколько всего надо, чтобы проживать тут день за днём. Ещё и работать, служить Отечеству.
Я покинула подводную лодку и прошлась по территории мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота», чтобы немного проветриться.
Этот мемориальный комплекс посвящён подвигам моряков-тихоокеанцев в годы Великой Отечественной войны.
Мемориал был торжественно открыт 24 июля 1982 года. С торца стены памяти лестница и памятник. Пойдём туда.
Здесь с 2012 года стоит памятник святому Илье Муромцу.
Признаться, неожиданная ипостась богатыря, которого мы по былинам представляем себе смельчаком с силушкой богатырской. Тут он предстаёт перед нами святым монахом-воином.
Надпись на постаменте гласит: «Святому Илье Муромцу Печерскому — первому стражу рубежей России». Герой представлен в образе монаха, но в левой руке он держит перед собой опущенный меч.
Каменные глаза Ильи Муромца смотрят в сторону миниатюрного храма-часовни святого апостола Андрея Первозванного – покровителя моряков. Построено здание в 2005 году по инициативе командования Тихоокеанского флота. Я хотела зайти внутрь, но тогда храм был закрыт, там проходило крещение деток.
От памятника я пошла с сторону Триумфальной арки. Как хорошо, что здесь много тени деревьев! После посещения подводной лодки я не могла перестать потеть, буквально обливалась пОтом, как во время забега 👇
Триумфальная арка тут очень красивая, как пасхальный кулич! Сейчас подойдём поближе.
Когда экскурсионная группа проходит под аркой, люди почему-то поднимают руки вверх. Видите?
Вряд ли это групповой сеанс проветривания подмышек, хотя в такую духоту я бы их поняла... Видимо, гид сказал, что если поднять руки к крыше арки и загадать желание, то оно сбудется. Ну, в Питере нам так говорили, наверно, здесь тоже есть такое развлечение поверье.
Николаевские триумфальные ворота (Арка цесаревича) — триумфальные ворота во Владивостоке, построенные в 1891 году в честь визита наследника престола Николая Александровича. Арка была снесена в 1930 году, но восстановлена в 2003 году и сейчас является одной из визитных карточек Владивостока.
Кстати, о карточках. Фотокарточках. Сейчас рядом с Триумфальной аркой проходит фотовыставка «Время ТАСС: Владивосток». Она была открыта 5 июля и приурочена к 165-летию города.
В экспозицию вошли 40 архивных и современных снимков агентства, охватывающих период Владивостока с начала XX века до наших дней.
Какие там кадры! 😍😍😍
Было и стало ☝👇
Кадры впечатляющие. Исторические и современные. Масштабные и знаковые.
Пожалуй, на сегодня всё.
Всё по теме этой статьи. Так-то я прямо отсюда, от Триумфальной арки, в тот день пошла ещё в музей Тихоокеанского флота. Об этом и будет в новой публикации.