Найти в Дзене

Неандертальцы, вероятно, ели много личинок. Гнилое мясо, кишащее личинками мух составляло значительную часть рациона древних гоминидов

Оглавление

Во многих традиционных культурах охотников и собирателей опарыши когда-то считались деликатесом. В 1920-х годах исследователь Кнуд Расмуссен вместе со своими спутниками-инуитами ел тухлое мясо карибу.

Согласно отчёту об экспедиции Расмуссена, опубликованному в 1928 году, когда они разрезали зелёную плоть, «она лопнула, как нарыв, настолько в ней было крупных белых личинок». Расмуссен с отвращением спросил, как они могут есть мясо, кишащее личинками.

«Вам же нравится мясо карибу, а что такое эти личинки, как не живое мясо карибу?» — ответили они. «На вкус они такие же, как и мясо, и освежают рот».

«Живое» мясо? «Освежающее» на вкус? Такое утверждение может показаться шокирующим, но опарыши были источником пищи на протяжении тысячелетий. Согласно исследованию, опубликованному в июле 2025 года, опарыши, вероятно, были ключевым компонентом рациона неандертальцев и других древних людей на протяжении сотен тысяч лет. В эпоху, когда не было холодильников или даже приготовления пищи, опарыши играли важную роль в «обработке» сырого мяса и служили источником калорий для доисторических людей.

Пробелы в теории «гиперплотоядных»

Антрополог Мелани Бисли провела исследование, целью которого было разгадать давнюю загадку, связанную с рационом неандертальцев. Питались ли древние люди исключительно мясом, и если да, то как они выживали?

«Наш организм, как и у приматов, не может перерабатывать мясо так же, как это делают плотоядные животные, например лев, гиена или волк, — говорит Бисли. — Мы не можем потреблять такое количество чистого мясного белка».

Однако именно это и показали лабораторные исследования. Когда в 1990-х годах учёные проанализировали коллаген в костях неандертальцев, они обнаружили невероятно высокое содержание изотопов азота. Это казалось явным признаком того, что неандертальцы находились на самом верху пищевой цепочки.

«У неандертальцев уровень азота был выше, чем у гиен, — говорит Бисли. — Он был выше, чем у пещерных медведей. Он был выше, чем у волков, да и вообще у любых хищников. Поэтому бытовало мнение, что неандертальцы были „сверххищниками“».

Но если организм приматов не может переваривать исключительно мясную пищу, то как неандертальцы могли питаться исключительно мясом крупных животных?

Выдвигались различные теории. Возможно, неандертальцы дополняли свой рацион травами и другими простыми углеводами. Возможно, они ели много рыбы и морских млекопитающих. Затем, в 2017 году, один из соавторов Бисли, Джон Спет, выдвинул радикальную гипотезу: что, если древние люди ели не свежее мясо, а гнилое, тухлое мясо?

Для Бизли, изучающего происхождение и эволюцию рациона человека, тухлое мясо стало откровением. Гнилое мясо, по сути, «ферментировалось», то есть бактерии выполняли часть сложной работы по расщеплению и «предварительному перевариванию» белков. Это частично объясняло, как люди могли питаться таким большим количеством мяса, но не давало полного объяснения высокому содержанию азота.

Именно тогда внимание Бисли переключилось с гнилого мяса на личинок, живущих внутри него.

В традиционных культурах стейки ели только собаки

Одно из самых убедительных доказательств того, что древние гоминиды ели тухлое мясо и личинок, содержится в «этноисторических» записях. За последние несколько сотен лет европейцы и жители других западных стран сталкивались с традиционными культурами охотников и собирателей, в которых употребление мяса имело совершенно иное значение.

«Если вы готовите воскресный ужин, то можете сделать жаркое или стейк, но в традиционных обществах эти куски мяса не считались лучшими, — говорит Бисли. — Их скармливали собакам или оставляли на туше. Люди не могут питаться исключительно мышечной тканью. Чтобы рацион был полноценным, нужно дополнять белок жирами и другими продуктами».

В письменных источниках, описывающих охоту коренных американцев и инуитов, «лучшими частями» добычи назывались мозг, язык, грудинка, рёбра, жировые органы, внутренности, костный мозг и даже частично переваренное содержимое желудка. Постное мясо из мышечной ткани заготавливали только в периоды дефицита.

Вместо того чтобы есть мясо только что убитого животного, люди часто хранили его для последующего употребления, высушивая или коптив. Но поскольку мухи могут откладывать яйца даже в копчёном мясе, избежать появления личинок мух (опарышей) было невозможно. Хотя у большинства современных людей от одной мысли об этом начинается тошнота, во многих традиционных обществах опарыши считались деликатесом.

По словам Бизли, чувство отвращения формируется у людей в возрасте от 5 до 7 лет, поэтому, если дети растут в окружении взрослых, которые едят тухлое мясо, кишащее личинками, «они вырастают с мыслью: “О, это же вкусно!”»

Пищевая ценность опарышей

Нетрудно предположить, что древние гоминиды, такие как неандертальцы, придерживались того же подхода к потреблению мяса, что и коренные народы и традиционные охотничьи культуры. Неандертальцы ценили жировые органы и мозг как самые вкусные части добычи, но они также использовали как можно больше частей туши, чтобы не остаться без еды в будущем.

Именно здесь, по мнению Бизли, опарыши могли играть важную роль в питании.

«Если подумать о постном мясе дичи, на которую они охотились и которую хранили, то личинки мух фактически превращают это постное мясо в собственное жирное вещество, — говорит Бисли. — Употребляя в пищу жирных личинок мух вместе с постным мясом, неандертальцы получали более полноценный рацион».

Доказательства того, что неандертальцы питались личинками, содержатся в данных, полученных при исследовании их костей. Завышенный уровень изотопов азота, который когда-то считался признаком «гиперплотоядности» неандертальцев, также можно объяснить повсеместным употреблением личинок.

В ходе самой неприятной части исследования Бисли и её команда проанализировали уровень азота в личинках мух, выращенных в разлагающихся тканях 34 доноров. После нескольких месяцев питания гниющей плотью выращенные в лаборатории опарыши были богаты изотопами азота.

«Для сравнения: в большинстве продуктов с высоким содержанием азота — например, в тюленях и китах — его количество составляет от 18 до 21 части на миллион, — говорит Бисли. — В личинках мух содержание азота достигает 40 частей на миллион».

Согласно новому исследованию, высокое содержание азота в костях неандертальцев не является доказательством того, что древние гоминиды питались исключительно свежатиной. Как и большинство традиционных охотничьих и собирательских сообществ, неандертальцы питали слабость к личинкам.