Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Ошибка техника при монтаже датчиков привела к гибели экипажа

12 июля 2024 года в Подмосковье в районе деревни Апраксино Коломенского района произошло авиационное происшествие с пассажирским самолётом SSJ100 (RA-89049) авиакомпании «Газпромавиа». Следственный комитет завершил расследование катастрофы, которое опубликовано на сайте органа.

Крушение самолета произошло во время полёта на аэродром базирования после проведения технического обслуживания. Причиной столкновения с землей стало активирование функций защиты системы дистанционного управления при максимальной скорости полёта и угле атаки.

По результатам расследования МАК указал, что возможность активации защитной функции от скорости возникла из-за того, что экипаж случайно превысил предельную скорость воздушного судна из-за неожиданной ситуации в воздухе, где самолет не реагировал на управление, а углы атаки значительно превышали рекомендуемые значения скорости, несоответствуя показаниям приборов, и не было инструкций для экипажа в случае отказа датчика угла атаки.

Инцидент с неверными данными углов атаки произошел из-за неправильной установки накладок датчика угла атаки на левом и правом бортах самолета вследствие несоблюдения инструкций по обслуживанию. В результате ошибки техника, производившего монтаж датчиков, система автоматического управления самолёта ошибочно оценила положение ВС в пространстве, что вызвало не набор высоты, а снижение, которое экипаж предотвратить не смог.

В результате некорректной эксплуатации воздушного судна SSJ100 на Луховицком авиазаводе в процессе технического обслуживания произошла ошибка при монтаже датчиков, что привело к передаче неверной информации системе управления самолетом. Система автоматического управления самолета неправильно оценила положение ВС в пространстве, вызывая не плавное набор высоты, а внезапное снижение, которое экипаж не смог предотвратить.

В результате крушения погибли все три члена экипажа, находившиеся на борту, но пассажиров на борту не было. Этот инцидент произошел после планового ремонта самолета, когда он вылетел с аэродрома завода в Луховицах и направлялся в аэропорт Внуково.

В 2030 году закончится срок действия сертификата на SSJ100. После аварии начато уголовное дело по нарушению правил безопасности воздушного транспорта. МАК направил авиационным властям России рекомендации о необходимости строгого соблюдения требований по технической эксплуатации и обслуживанию датчиков угла атаки воздушных судов.

Эксплуатанты получили информационное письмо с разъяснениями о важности точного следования процедурам замены ДУА, чтобы избежать ошибок при их установке.

Луховицкий авиационный завод должен активно внедрять новые процедуры и тщательно следить за выполнением их лётным составом авиакомпаний, которые используют самолёты типа «Суперджет 100».

Важное значение придаётся процессам по извлечению и установке датчиков угла атаки, на которые ПАО «Яковлев» разработал специальный бюллетень, предупреждающий об опасности неправильной установки накладок датчиков – этот процесс критически важен для безопасности работы систем управления воздушным судном.

В дополнение к этому, заводу рекомендуется тщательно проверить соблюдение правил хранения авиационно-технических материалов и ведения технической документации в соответствии с нормативными актами. Все эти действия направлены на устранение причин аварийных ситуаций и обеспечивают комплексный подход к обеспечению безопасности полётов.